Вы здесь

  • Монастырские вотчины, как правило, «обелённые», значительно превышали размером вотчины боярские и поместные земли, вместе взятые.
  • Их общей чертой было установление подсудности населения светской и монастырской вотчин наместникам по высшим уголовным преступлениям — душегубству, разбою и татьбе с поличным.
  • Во-первых, монастырские вотчины составились из земель служилых людей и из земель казённых и дворцовых, составлявших запасный фонд для обеспечения служилых людей.
  • Итак, дело о секуляризации монастырских вотчин, поднятое кружком заволжских пустынников по религиозно-нравственным побуждениям, встретило молчаливое оправдание в экономических нуждах государства и разбилось о противодействие высшей церковной иерархии, превратившей его в одиозный вопрос об отнятии у церкви всех её недвижимых имуществ.
  • Эти земли трудно было отстоять: собор и связал с ними вотчины архиерейские, которых не оспаривали, обобщил вопрос, распространив его на все церковные земли, чтобы затруднить его решение и относительно монастырских вотчин.
  • Приступая к изучению вопроса о монастырских вотчинах, прежде всего невольно спрашиваешь себя, как могло случиться, что общества людей, отрекавшихся от мира и всех его благ, явились у нас обладателями обширных земельных богатств, стеснявших государство.
  • Так было до введения духовных штатов, когда за монастырём не осталось и десятой части его земельных богатств, а крестьяне монастырских вотчин перечислены были на государя.
  • Итак, дело о секуляризации монастырских вотчин, поднятое кружком заволжских пустынников по религиозно-нравственным побуждениям, встретило молчаливое оправдание в экономических нуждах государства и разбилось о противодействие высшей церковной иерархии, превратившей его в одиозный вопрос об отнятии у церкви всех её недвижимых имуществ.