Прикладное речевое поведение (англ. — applied verbal behavior) — метод анализа поведения, ставящий целью научить ребёнка владению речью, который часто используется в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Метод основан на работах психолога-бихевиориста Б. Ф. Скиннера, который определял речь как вербальные действия, имеющие различные функции, вызываемые различными стимулами, и усиливаемые различными факторами. К речевому поведению также относят невербальные формы коммуникации, такие как жесты, письмо, изолированные звуки и выражение мыслей с помощью картинок или символов.
Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов (множеств речевых действий, определяющихся их последствиями):
МАНД (mand; command + demand) — вербальное действие, вызываемое мотивационными стимулами, и усиливаемое получением этих стимулов, то есть просьба.
ТАКТ (tact) — вербальное действие, вызываемое невербальным стимулом, и усиливаемое социальным стимулом, то есть комментирование, поименование.
Вербальные действия, вызываемые другим вербальным стимулом, и усиливаемое социальным стимулом:
Дублирование (duplic) — вербальное действие точно повторяет вербальный стимул, то есть повторение, имитация.
Кодирование (codic) — преобразование вербального стимула из произнесенного в написанный, или из написанного в произнесенный (например, чтение вслух).
Интра-вербализация (intra-verbal) — вербальное социальное взаимодействие, то есть разговор, или ответы на вопросы.
В другом переводе:
повелительный (побудительный);
именительный;
эхотический;
текстуальный и транскриптивный;
интервербальный
Метод основан на работах психолога-бихевиориста Б. Ф. Скиннера, который определял речь как вербальные действия, имеющие различные функции, вызываемые различными стимулами, и усиливаемые различными факторами. К речевому поведению также относят невербальные формы коммуникации, такие как жесты, письмо, изолированные звуки и выражение мыслей с помощью картинок или символов.
Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов (множеств речевых действий, определяющихся их последствиями):
МАНД (mand; command + demand) — вербальное действие, вызываемое мотивационными стимулами, и усиливаемое получением этих стимулов, то есть просьба.
ТАКТ (tact) — вербальное действие, вызываемое невербальным стимулом, и усиливаемое социальным стимулом, то есть комментирование, поименование.
Вербальные действия, вызываемые другим вербальным стимулом, и усиливаемое социальным стимулом:
Дублирование (duplic) — вербальное действие точно повторяет вербальный стимул, то есть повторение, имитация.
Кодирование (codic) — преобразование вербального стимула из произнесенного в написанный, или из написанного в произнесенный (например, чтение вслух).
Интра-вербализация (intra-verbal) — вербальное социальное взаимодействие, то есть разговор, или ответы на вопросы.
В другом переводе:
повелительный (побудительный);
именительный;
эхотический;
текстуальный и транскриптивный;
интервербальный
Источник: Wipedia.org