Вы здесь

Значение слова "речевое поведение"

Прикладное речевое поведение (англ. — applied verbal behavior) — метод анализа поведения, ставящий целью научить ребёнка владению речью, который часто используется в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

Метод основан на работах психолога-бихевиориста Б. Ф. Скиннера, который определял речь как вербальные действия, имеющие различные функции, вызываемые различными стимулами, и усиливаемые различными факторами. К речевому поведению также относят невербальные формы коммуникации, такие как жесты, письмо, изолированные звуки и выражение мыслей с помощью картинок или символов.

Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов (множеств речевых действий, определяющихся их последствиями):

МАНД (mand; command + demand) — вербальное действие, вызываемое мотивационными стимулами, и усиливаемое получением этих стимулов, то есть просьба.

ТАКТ (tact) — вербальное действие, вызываемое невербальным стимулом, и усиливаемое социальным стимулом, то есть комментирование, поименование.

Вербальные действия, вызываемые другим вербальным стимулом, и усиливаемое социальным стимулом:

Дублирование (duplic) — вербальное действие точно повторяет вербальный стимул, то есть повторение, имитация.

Кодирование (codic) — преобразование вербального стимула из произнесенного в написанный, или из написанного в произнесенный (например, чтение вслух).

Интра-вербализация (intra-verbal) — вербальное социальное взаимодействие, то есть разговор, или ответы на вопросы.

В другом переводе:

повелительный (побудительный);

именительный;

эхотический;

текстуальный и транскриптивный;

интервербальный

Источник: Wipedia.org

  • Условия, в которых осваивается новый язык, весьма разнообразны и зависят в огромной степени от характера воспринимаемого ими инпута, речевого поведения окружающих и многого другого.
  • Речевое поведение родителей, особенно матери, в диалоге с маленьким ребёнком специфично и разительно отличается от поведения взрослых в диалоге с другими взрослыми.
  • Становится всё более очевидным, насколько речевое поведение взрослого, пусть даже интуитивное, не вполне им осознаваемое, способствует продвижению ребёнка в освоении языка.
  • Однако экспериментальные данные и теоретические соображения приводят нас к выводу, что психолингвистическая теория должна быть не алгоритмической, а эвристической, т. е.: а) предусматривать звено, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения; б) гибкой, т. е.
  • Согласно ей, стратегия речевого поведения (детерминированный выбор класса решений) жёстко задана анализом конкретной ситуации; варьируется лишь конкретная тактика (детерминированный выбор и исполнение определённого решения о поведении), причём лишь в звене реализации и лишь благодаря выявившемуся несовпадению достигнутого результата с желаемым.