Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "нойон"

Предложения в которых упоминается "нойон"

А десятники вроде меня станут для новых подданных великого хана нойонами.
А он — сын нойона!
Ты будешь говорить с русами не так, как велел нойон, а так, чтобы русы сдались.
А во-вторых, не говорить русскому нойону оскорбительных слов. Повести речь так, чтобы русы сдались по-хорошему. Ибо зачем дуть навстречу урагану?
А старый шаман не даст исказить слова нойона.
Видимо, в свободные минуты нойон хотел развлечься.
— Да, дождёмся последнего десятника, — согласился нойон.
Таким образом, слившись с чуждыми цивилизациями, потомки завоевателя отдалились друг от друга, а степная знать — монгольские нойоны и тюркские тарханы — постепенно рассеялись среди культурного общества оседлых землевладельцев, торговцев, а также их философских и религиозных наставников.
Такую же позицию он занимал и в оценке классовой сущности политики бурятской аристократии в лице нойонов, интересы которых, по его словам, «не всегда сходятся с потребностями и пожеланиями простолюдинов».
С другой стороны, степные аристократы-нойоны должны были блюсти собственное достоинство, как бы это ни было трудно: они не должны были идти в услужение к богатым родовичам или заниматься неподобающим для нойона делом, хотя бы оно и было экономически выгодным.
Они занимали подчинённое положение в племени и роде, служить могли только рядовыми воинами или десятниками, часто работали на родовую знать и, во всяком случае, были обязаны выполнять распоряжения нойонов.
Шаманы обладали немалой властью, но она значительно уступала власти нойонов и тем более ханов.
Ханы и нойоны захватывали у аратов пастбища и скот, закабаляли их.
Темучин создал личную гвардию, ввёл управление своим личным имуществом, дал привилегии нойонам и нукерам, освободив их от уплаты налогов.
Во главе племён стояла аристократия — багатуры (богатыри) и нойоны (господа).
Но я не хочу быть нойоном в чужой стране, я не хочу никем повелевать, хочу провести старость у себя дома.
Нойону было всего двадцать зим, на его румяном лице едва пробивались тщательно намасленные усики.
Донесение нойон выслушал жадно, нетерпеливо.
Если у нойона русов есть сыновья, старший станет мне прислужником.
Если прожил жизнь честно, возродишься с повышением — например, нойоном.
Под сеткой на лбу было точно такое же пятно, как у старого нойона, — видимо, всё-таки родимое.
Неужто нойон забыл, что татарину путь в сотники заказан?
Хотя нойона тоже можно понять. Очень уж он огорчился из-за шамана.
Нойон — это типа европейского барона или даже графа, знатный воин-землевладелец, аристократ; тот же русский удельный князь.
Нойоны же из забайкальского племени татар составляли заметную часть монгольской аристократии и военного командования (тысячников).
Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания и выпаса табунов коней отдавались в управление тому или иному нойону.
Великий хан, собственник земли в государстве, раздавал наделы и аратов во временное владение служилым нойонам с условием, что те будут исправно выполнять определённые повинности.
Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов и возглавить их.
Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их к работе в своём хозяйстве.
Мелкие нойоны служили крупным.
Нойоны имели слуг, огромные стада и табуны.
Нойоны назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков.
Земледельцы — сабанчи (человек плуга) — были наиболее свободными из крестьян, они жили сельскими общинами и обрабатывали, помимо выделенных для них участков, земли нойонов, несли ясак — натуральные повинности.
Другие — уртакчи (человек-издольщик) — являлись кабальными людьми, они не имели своей земли и обрабатывали земли государства и нойонов за часть урожая и несли военные и другие повинности.
Всякий раз, когда возникал более или менее стойкий племенной союз, его предводитель провозглашал себя ханом, возвышал своих приближённых, которые становились нойонами, и обзаводился личными дружинниками-нукерами.
Словно войско, замершее в ожидании приказа... нет — нойоны, окружившие вон того, наиболее могучего среди них хана, плечи которого подпирали небо, они выстроились против него, готовые дать сражение; их белые шлемы, усыпанные огромными, как скалы, алмазами, как будто склонялись к нему, чтобы поближе рассмотреть своего ничтожного противника.
Под знаменем в два ряда выставились тридцать человек нойонов — поджарых, крепких воинов, одетых хоть и неряшливо, но богато, с огромным количеством золотых и серебряных украшений на шлемах, поясах, сбруях, оружии.
А дальше, за плечами нойонов, сколько хватало глаз, по всему пространству обледенелой равнины, вплоть до теряющейся в заснеженных сумерках смутной линии горизонта, в боевом строю без движения замерли в ожидании на замерших своих лошадях сотни, тысячи, десятки тысяч, тумены и тьмы вооружённых монголов, готовых в любую минуту единой массой двинуть туда, куда укажет этот кривой палец, расслабленно висящий над их шлемами.
Высокий, худой всадник, одетый в простую доху, без доспехов, в войлочной шапке с наушниками, ударил в бока своей пегой лошади, выехал из первого ряда нойонов и приблизился к старику.
Выше всех дарханов была собственно знать, или «нойят»; главные военачальники и другие командующие войсками назывались нойонами.
Любой человек обязательно находился в подчинении у нойона, а нижестоящий нойон подчинялся вышестоящему нойону.
Покидать одного нойона и переходить к другому запрещалось под страхом смертной казни.
Из родовой общины выделилась родоплеменная знать, нойоны, окружённая дружинниками, нукерами.