Самохо́дная артилле́рия — род войск или представляющие его армейские части и подразделения в составе современных вооружённых сил различных государств мира, один из подвидов артиллерии. Основой вооружения частей и подразделений самоходной артиллерии являются самоходно-артиллерийские установки (САУ) или реактивные системы залпового огня (РСЗО), поэтому иногда первый термин также применяется в отношении аспектов, связанных с материальной частью САУ. В общем плане его значение шире и включает в себя не только самоходно-артиллерийские установки, но и вопросы об организационно-штатной структуре использующих их частей, об их боевом применении и об их месте в общеармейском устройстве. В свою очередь, самоходная артиллерия подразделяется на подвиды по типам решаемых её частями боевых задач — противовоздушная или противотанковая оборона, огневая поддержка других родов войск и др. Поскольку в основе самоходной артиллерии лежит возможность самостоятельного перемещения её огневых средств, она играет важную роль в быстром реагировании на изменившиеся условия боя и способна при правильном её применении обеспечить успех как наступательной, так и оборонительной операции за счёт сосредоточения большой огневой мощи в нужное время в нужном месте.
Предшественником самоходной артиллерии была конная артиллерия, задачей которой были быстрое выдвижение и развёртывание на заданной огневой позицию в интересах своих войск. Для этого она была снабжена облегчёнными орудиями, специальными повозками или конскими вьюками для боеприпасов и амуниции, чтобы дозволить её перемещение со значительной скоростью (личный состав передвигался верхом и спешивался при прибытии на место). Однако развитие нарезного стрелкового оружия, в особенности пулемётов, постоянный рост массы артиллерийских орудий сделали конную артиллерию во второй половине XIX века устаревшей. Орудия хоть и по-прежнему перемещались конной тягой, но в темпе передвижения обыкновенной пехоты.
Появление тракторной, а впоследствии и автомобильной базы сделало возможным перемещение орудий механической тягой, что широко использовалось в годы Первой мировой войны, однако связка из буксируемого орудия и тягача была очень уязвима на марше и во время развёртывания на огневой позиции (причём последнее занимало значительное время) и не могла действовать вне дорог. В условиях «лунного ландшафта» окопной войны, характерной для Первой мировой войны, артиллерия не могла поддержать любой успешный прорыв своих войск, а потому противник спокойно подтягивал резервы и ликвидировал угрозу с огромными потерями для наступавшей стороны. В результате возникла идея поставить артиллерийское орудие на гусеничную самоходную базу, достаточную для размещения его расчёта с боезапасом и укрыть его бронёй для защиты от ружейно-пулемётного огня противника. В итоге она реализовалась в то, что было названо «танком», хотя практически все первые образцы танков Первой мировой войны (Mk.I, Сен-Шамон, Шнейдер) были по сути САУ класса штурмовых орудий.
Наиболее большое развитие самоходная артиллерия получила во время Второй мировой войны в Третьем рейхе и СССР, дифференцировавшись на зенитную, противотанковую, штурмовую и мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций. В послевоенное время развитие управляемого противотанкового ракетного оружия сделало противотанковую самоходную артиллерию устаревшей, а штурмовая стала ненужной в свете развития основных боевых танков. Однако зенитная самоходная артиллерия и мобильная артиллерия для нанесения дальних ударов по противнику продолжали своё развитие и органично присутствуют во всех современных армиях. Даже различного рода повстанческие, партизанские и террористические группировки в разных частях мира используют для своих целей импровизированную самоходную артиллерию, размещая в кузовах коммерческих грузовых автомобилей огневые средства артиллерии вроде малокалиберных скорострельных пушек или миномётов
Предшественником самоходной артиллерии была конная артиллерия, задачей которой были быстрое выдвижение и развёртывание на заданной огневой позицию в интересах своих войск. Для этого она была снабжена облегчёнными орудиями, специальными повозками или конскими вьюками для боеприпасов и амуниции, чтобы дозволить её перемещение со значительной скоростью (личный состав передвигался верхом и спешивался при прибытии на место). Однако развитие нарезного стрелкового оружия, в особенности пулемётов, постоянный рост массы артиллерийских орудий сделали конную артиллерию во второй половине XIX века устаревшей. Орудия хоть и по-прежнему перемещались конной тягой, но в темпе передвижения обыкновенной пехоты.
Появление тракторной, а впоследствии и автомобильной базы сделало возможным перемещение орудий механической тягой, что широко использовалось в годы Первой мировой войны, однако связка из буксируемого орудия и тягача была очень уязвима на марше и во время развёртывания на огневой позиции (причём последнее занимало значительное время) и не могла действовать вне дорог. В условиях «лунного ландшафта» окопной войны, характерной для Первой мировой войны, артиллерия не могла поддержать любой успешный прорыв своих войск, а потому противник спокойно подтягивал резервы и ликвидировал угрозу с огромными потерями для наступавшей стороны. В результате возникла идея поставить артиллерийское орудие на гусеничную самоходную базу, достаточную для размещения его расчёта с боезапасом и укрыть его бронёй для защиты от ружейно-пулемётного огня противника. В итоге она реализовалась в то, что было названо «танком», хотя практически все первые образцы танков Первой мировой войны (Mk.I, Сен-Шамон, Шнейдер) были по сути САУ класса штурмовых орудий.
Наиболее большое развитие самоходная артиллерия получила во время Второй мировой войны в Третьем рейхе и СССР, дифференцировавшись на зенитную, противотанковую, штурмовую и мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций. В послевоенное время развитие управляемого противотанкового ракетного оружия сделало противотанковую самоходную артиллерию устаревшей, а штурмовая стала ненужной в свете развития основных боевых танков. Однако зенитная самоходная артиллерия и мобильная артиллерия для нанесения дальних ударов по противнику продолжали своё развитие и органично присутствуют во всех современных армиях. Даже различного рода повстанческие, партизанские и террористические группировки в разных частях мира используют для своих целей импровизированную самоходную артиллерию, размещая в кузовах коммерческих грузовых автомобилей огневые средства артиллерии вроде малокалиберных скорострельных пушек или миномётов
Источник: Wipedia.org