Вы здесь

Значение слова "речение"

РЕЧЕ́НИЕ, -я, ср. Выражение, устойчивое сочетание слов. [Мы] оправдали дедовское речение: «Руси есть веселие пити». Лесков, Жемчужное ожерелье. Я прислушиваюсь к существующим в здешнем народе речениям, обозначающим явления природы, — сколько в них образности, поэзии! Разве скажешь как-то иначе, а не так, как сказали в деревне: «Поворотило к ненастью». Или «Пал туман». Кожухова, Донник. Меткое, образное слово. Рыбак на излучине, послав им [женщинам] вслед очередь крепких речений — сороки, сплетницы, балаболки, вонючие языки! — начинает кипятить чай. Грибачев, Гынь-гынь.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

РЕЧЕ'НИЕ, я, ср. (филол. устар.). Выражение, неизменяемое сочетание слов. В каждом языке много застывших речений. Слитное р. (сочетание слов, выражающее одно понятие, напр. железная дорога).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

речение

1. выражение, устойчивое сочетание слов, также вообще любое законченное высказывание

Источник: Wiktionary.org

  • Это открытие было обосновано и развито в «Речении о доказательствах» (1608) — сочинении неизвестного автора, отличавшемся от других математических трактатов того времени тем, что оно написано на одном из южноиндийских языков — малаялам, а не на санскрите, как требовал обычай.
  • В тесноте и не в обиде, звуки каждого члена семьи объединились в одно речение жизни.
  • Он ввёл в наш язык западные речения; свою новую столицу он назвал западным именем; он отбросил свой наследственный титул и принял титул западный; наконец, он почти отказался от своего собственного имени и не раз подписывал свои державные решения западным именем.
  • И кроме сего можно, из остальнаго пророчества собрав тысячи месть, научить необходимости такого взгляда на речения относительно к их смыслу, отвергнув который, как это некоторым угодно, по моему мнению, поступит всякий подобно тому, кто в снедь человеку на трапезе предложить хлебное произрастение, не обделав его, не обмолотив колоса, не отделив на веялке зёрен от мякины, не измолов жита в муку и не приготовив хлеба по надлежащему способу печь хлебы.
  • Ибо когда выйдет бес, тогда бывают истинные речение и учение, а доколе внутри нас находятся произведения демонов (страсти), дотоле не говорим, хотя и кажемся говорящими.