МОСТОВА́Я, -о́й, ж. Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. По гладким асфальтовым и брусчатым мостовым [Москвы] несутся автобусы, троллейбусы и автомобили. Телешов, Записки писателя. Громыхая по булыжникам мостовой, тянулись подводы, нагруженные ящиками. Голубева, Мальчик из Уржума.
◊
Гранить мостовую см. гранить.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
Твёрдое дорожное покрытие дорог является отличительной чертой древнеримской культуры. Первое, с чего начинали римляне при освоении территории, было создание соответствующей инфраструктуры в виде дорог, организации водоснабжения и канализации. Такова, например, дорога на Палатин в древнем Риме.
Хорошо сохранились мостовые и в развалинах Помпеи, свидетельствующие о пристальном внимании её жителей к созданию необходимых удобств при передвижении по улицам. Например путём пространственного разделения собственно мостовой для движения повозок и прототипа современного тротуара для пешеходов.
В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени. Что касается проезжей части улиц, то исторически первым способом их мощения было использование необработанного камня — булыжника.
В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина. Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц:
Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило.
Первые петербургские булыжные мостовые отличались очень низким качеством покрытия. Вскоре однако мощение улиц в Петербурге приостановилось, так как распространился слух, что по улицам города будут прорыты каналы.
Со временем булыжные мостовые начали заменять брусчаткой, а затем асфальтовым покрытием.
В Петербурге до 1924 года главные улицы, в том числе Невский проспект, были замощены торцами — шестиугольными деревянными колодками, которые всплывали во время наводнений. Движение грузовых обозов (ломовиков) по торцовым мостовым было либо запрещено, либо ограничивалось несколькими часами в сутки. Ломовики проезжали по улицам, замощённым булыжником. На улицах, по которым систематически передвигались тяжёлые грузы, иногда использовали металл. Таковы чугунные мостовые Кронштадта.
Источник: Wipedia.org
МОСТОВА'Я, о́й, ж. Вымощенная дорога, вымощенная часть улицы. Деревянная м. Торцовая м. Асфальтовая м. Сойти с тротуара на мостовую. Итти по мостовой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
мостовая I
1. вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы
Мостовая
1. река в России
Источник: Wiktionary.org