Вы здесь

Значение слова "модальность"

МОДА́ЛЬНОСТЬ, -и, ж. Лингв. Грамматическая категория, обозначающая отношение содержания речи к действительности и выражающаяся формами наклонения глагола, интонацией, вводными словами и т. п.

Модальность суждения ( лог.) — принадлежность суждения к числу необходимых или вероятных.

[От лат. modus — наклонение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

Модальность (от лат. modus — размер, способ, образ) в разных предметных областях — категория, характеризующая способ действия или отношение к действию:

Модальность — философский термин.

Модальность — семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания.

Модальность — принцип музыкального лада.

Модальность — свойство ощущений в психологии.

Модальность — метод психотерапии.

Модальность в математике — число параметров семейства к.-л. объектов.

Источник: Wipedia.org

МОДА'ЛЬНОСТЬ, и, ж. [от ново-латин. modalis — прил. к modus, см. модус] (книжн.). Категория, выражающая степень достоверности суждения (филос.). Грамматическая категория, обозначающая отношение содержания речи к действительности, напр. наклонение (лингв.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

модальность

1. лингв. функционально-семантическая категория, выражающая отношение высказывания к действительности

2. филос. способ существования объекта или протекания явления либо способ понимания, суждения об объекте или явлении

3. комп. способ организации многооконного интерфейса программы, при котором одно из окон монопольно владеет фокусом пользовательского внимания

4. муз. способ образования ладов (модусов) на основе общего звукоряда путём перемещения центра тяготения (тоники)

Источник: Wiktionary.org

  • Два других структурных элемента способа существования человека — это модальность, которая раскрашивает наш мир, позволяет нам его видеть, слышать, осязать и так далее, а также интенсивность, благодаря которой одно и то же по сути явление то кажется нам болезненным, то нежным прикосновением, то ярким, то бледным, то грохочущим, то мелодичным.
  • Впрочем, какие-то другие реальности могут предполагаться нами только гипотетически, ведь мы в любом случае даже свою ментальную сферу полностью принимаем лишь в рамках своего способа существования, а это как раз — координаты времени, пространства, модальности и интенсивности.
  • Где «не-меня» — это вторично оценённый образ, развёрнутый в пространстве (его пространственных отношениях с «меня»), времени (сличённый с прошлым и развёрнутый в представлениях о будущем), модальности (всевозможных качествах и способах) и интенсивности (чрезвычайно динамичной внутри образов).
  • Если при валентностной (первичной оценке) в большей степени проявлялись модальность и интенсивность, то здесь оценка включает в себя и пространственное соотношение, и соотношение времени (прошлого, настоящего и будущего).
  • Она развернёт видимое на плоскости изображение в трёхмерном пространстве и во времени, поскольку образ для психики — это реальность, а последняя для неё — это обратная сторона способа существования (к которому относятся время, пространство, модальность и интенсивность).