Вы здесь

Значение слова "литургическая драма"

Литургическая драма (фр. Le drame liturgique) — род средневекового театра, появившегося во Франции около X века и представлявшего собой вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания, а также парафразы библейских сюжетов. В большинстве случаев сохранились только тексты, редко — тексты и музыка.

Термин литургическая драма появился в XIX веке и не совсем точно отражает суть явления, поэтому ряд исследователей предпочитают термин церковная драма (фр. Le drame de l'eglise).

Возникла из тропов — вставок и дополнений в каноническую латинскую монодию. Тропы с элементами театрализации, из которых предположительно выросла литургическая драма, строились по принципу вопрос — ответ и сопровождались символической жестикуляцией целебрантов.

Первое документальное свидетельство описывает мистериальную церемонию Visitatio sepulchri (с лат. — «Визит в гробницу»), происходившую в сер. X в. в аббатстве Флёри-сюр-Луар, но, предположительно, имевшую более раннее происхождение.

Среди наиболее значительных литургических драм выделяются «Жених» (фр. L'Époux, между 1125 и 1150 гг.), «Игра об Антихристе» (лат. Ludus de Antichristo) из Тегернзее (ок. 1160), «Игра об Адаме» (лат. Ordo representacionis Ade, фр. Jeu d'Adam, ок. 1150), «Действо о добродетелях» (лат. Ordo virtutum) Хильдегарды Бингенской (1-я ненотированная ред. ок. 1151, 2-я нотированная ред. — ок.1179) и «Действо о Данииле» (лат. Ludus Danielis, ок. 1200).

Указом папы Иннокентия III (1210 г.) представления литургической драмы в храме были запрещены. Они стали проводиться на улице (как правило, на паперти церкви). Постепенно латинский язык был заменён национальными (например, французским), в представлениях стали принимать участие (кроме духовенства) горожане.

Литургическая драма получила своё развитие в мираклях и мистериях.

Источник: Wipedia.org

  • Литургическая драма, со своей музыкой и обрядовостью, вводила прихожан в особое умственное «пространство», отделённое от повседневной жизни.
  • Это «литургическая драма», «миракль», «игра», «моралите» и комедийные жанры — «фарс», «фаблио» и т.
  • Отлично понимая уязвимость моего романтического «эссе о театре» и не претендуя на его научную обоснованность, зная предложенные историками глубинные мотивы происхождения театра, помня о церковных песнопениях и литургической драме, народных представлениях и буколико-пасторальных зрелищах, я тем не менее хочу поделиться с читателем собственными выстраданными мыслями о театре, о предпосылках и причинах его зарождения и становления, а также о предназначении и особой значимости актёрской профессии, которой я отдал столько времени и сил.
  • Например, обрядовые игры, выступления гистрионов, первые опыты светской драматургии и площадной фарс относятся к одному ряду жанров средневекового театра, а литургическая драма, миракль, мистерия и моралите — к другому.
  • Церковники приняли решение о том, чтобы приблизить литургическую драму к жизни и обособить её от мессы.