Коэффициент запаса — величина, показывающая способность конструкции выдерживать прилагаемые к ней нагрузки выше расчётных. Наличие запаса прочности обеспечивает дополнительную надёжность конструкции, чтобы избежать катастрофы в случае возможных ошибок проектирования, изготовления или эксплуатации.
Общая формула для коэффициента запаса имеет вид:
n
=
S
T
{\displaystyle n={\frac {S}{T}}}
где
S
{\displaystyle S}
— предельно допустимое значение рассматриваемой величины (силы, напряжения, перемещения и т. д.); Величина получена при механических испытаниях материала.
T
{\displaystyle T}
— расчетное значение этой величины.
Величина выбирается в соответствии с критерием работоспособности конструкции.
Критерий работоспособности выполняется, если
n
>
[
n
]
{\displaystyle n>\left[n\right]}
,
где
[
n
]
{\displaystyle \left[n\right]}
— минимально допустимый коэффициент запаса.
Строгих методов для выбора допустимых коэффициентов запаса не существует, поскольку коэффициент является мерой незнания всех факторов, влияющих на работу конструкции. Выбор производится на основе опыта эксплуатации аналогичных конструкций. В каждой отрасли промышленности существуют собственные нормативы, определяющие допустимые коэффициенты запаса. Наименьшие коэффициенты используются в аэрокосмической отрасли, в силу жестких требований к весу конструкции. Очень большие запасы (порядка 4...6) используются для грузоподъёмного оборудования, в особенности для перевозящего людей (для троса пассажирского лифта коэффициент достигает 10).
В западной литературе также используются связанные величины:
s
=
n
−
1
{\displaystyle s=n-1}
(margin of safety);
R
F
=
1
n
{\displaystyle RF={\frac {1}{n}}}
(reverse factor).
Общая формула для коэффициента запаса имеет вид:
n
=
S
T
{\displaystyle n={\frac {S}{T}}}
где
S
{\displaystyle S}
— предельно допустимое значение рассматриваемой величины (силы, напряжения, перемещения и т. д.); Величина получена при механических испытаниях материала.
T
{\displaystyle T}
— расчетное значение этой величины.
Величина выбирается в соответствии с критерием работоспособности конструкции.
Критерий работоспособности выполняется, если
n
>
[
n
]
{\displaystyle n>\left[n\right]}
,
где
[
n
]
{\displaystyle \left[n\right]}
— минимально допустимый коэффициент запаса.
Строгих методов для выбора допустимых коэффициентов запаса не существует, поскольку коэффициент является мерой незнания всех факторов, влияющих на работу конструкции. Выбор производится на основе опыта эксплуатации аналогичных конструкций. В каждой отрасли промышленности существуют собственные нормативы, определяющие допустимые коэффициенты запаса. Наименьшие коэффициенты используются в аэрокосмической отрасли, в силу жестких требований к весу конструкции. Очень большие запасы (порядка 4...6) используются для грузоподъёмного оборудования, в особенности для перевозящего людей (для троса пассажирского лифта коэффициент достигает 10).
В западной литературе также используются связанные величины:
s
=
n
−
1
{\displaystyle s=n-1}
(margin of safety);
R
F
=
1
n
{\displaystyle RF={\frac {1}{n}}}
(reverse factor).
Источник: Wipedia.org