ИММОРАЛИ́ЗМ, -а, м. Книжн. Отрицание всякой морали; аморализм.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
Имморализм (лат. immoralismus: от лат. in- — не- и лат. moralis — нравственный) — целостная мировоззренческая позиция, заключающаяся в отрицании принципов и предписаний морали.
В философии имморализм рассматривается как независимый критический по отношению к морали тип мышления и равноправную сторону культурного диалога. На разных этапах развития человеческого общества имморализм представлялся не только равноправным инвариантом — антитезой, но и мощной социальной силой, которая оказывала значительные влияния на исторический вектор.
Традиционно имморализм разделяется на два течения:
Абсолютный имморализм — полное отрицание самого принципа морального регулирования — всех моральных ценностей вплоть до различия между добром и злом.
Относительный имморализм — восприятие морали как свода правил, который должен отличаться в зависимости от времени, места, области деятельности, культурной среды и т. п.; в частности может выражаться в переосмыслении «устаревших» моральных принципов.
Имморализм следует отличать от аморализма — отказа от соблюдения моральных принципов полностью или в определённых ситуациях, областях человеческой деятельности.
Имморализм в той или иной форме присутствует в самых ранних философских изысканиях начиная с античности, положительно коррелируя с такими течениями, как релятивизм, агностицизм, нигилизм и т. п..
К последователям «чистого» имморализма можно отнести софистов, скептиков, Макиавелли, Ницше, раннего Шестова и других.
К латентным или частичным сторонникам имморализма относят киников, стоиков, эпикурейцев, механицистов, детерминистов Нового Времени, марксистов и других.
Среди самобытной — отличной от мировой, российской традиции имморализма выделяют Константина Леонтьева, Льва Шестова, частично Василия Розанова, Вячеслава Иванова, Дмитрия Мережковского и других. Для российской школы имморализма характерен выход за границы морали для поиска «истинного» метафизического бытия. Наиболее ярко это отражает призыв Шестова искать то, что глубже морали — искать Бога.
В философии имморализм рассматривается как независимый критический по отношению к морали тип мышления и равноправную сторону культурного диалога. На разных этапах развития человеческого общества имморализм представлялся не только равноправным инвариантом — антитезой, но и мощной социальной силой, которая оказывала значительные влияния на исторический вектор.
Традиционно имморализм разделяется на два течения:
Абсолютный имморализм — полное отрицание самого принципа морального регулирования — всех моральных ценностей вплоть до различия между добром и злом.
Относительный имморализм — восприятие морали как свода правил, который должен отличаться в зависимости от времени, места, области деятельности, культурной среды и т. п.; в частности может выражаться в переосмыслении «устаревших» моральных принципов.
Имморализм следует отличать от аморализма — отказа от соблюдения моральных принципов полностью или в определённых ситуациях, областях человеческой деятельности.
Имморализм в той или иной форме присутствует в самых ранних философских изысканиях начиная с античности, положительно коррелируя с такими течениями, как релятивизм, агностицизм, нигилизм и т. п..
К последователям «чистого» имморализма можно отнести софистов, скептиков, Макиавелли, Ницше, раннего Шестова и других.
К латентным или частичным сторонникам имморализма относят киников, стоиков, эпикурейцев, механицистов, детерминистов Нового Времени, марксистов и других.
Среди самобытной — отличной от мировой, российской традиции имморализма выделяют Константина Леонтьева, Льва Шестова, частично Василия Розанова, Вячеслава Иванова, Дмитрия Мережковского и других. Для российской школы имморализма характерен выход за границы морали для поиска «истинного» метафизического бытия. Наиболее ярко это отражает призыв Шестова искать то, что глубже морали — искать Бога.
Источник: Wipedia.org
ИММОРАЛИ'ЗМ, а, мн. нет, м. (филос.). Отрицание общеобязательности нравственных норм; имморальное отношение к жизни. И. Ницше.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);