Вы здесь

Значение слова "имманентность"

ИММАНЕ́НТНОСТЬ, -и, ж. Книжн. Свойство по знач. прил. имманентный.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

Иммане́нтность (лат. immanens, род.пад. immanentis «пребывающий внутри») — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней.



Для религиозной философии важен вопрос об имманентности (принадлежности) божества миру. Она решительно отвергается деизмом и безусловно признается чистым пантеизмом; другие точки зрения признают её с различными ограничениями и в различных смыслах.



У Канта имманентное — противоположность трансцендентного; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует. Имманентным является, например, метод, который определяется самим предметом исследования, критика, которая обсуждает идею или систему идей, исходя из её собственных предпосылок.



В теории познания «имманентный» означает: остающийся внутри границ возможного опыта.



Имманентное свойство — неотъемлемое свойство предмета; свойство, присущее ему по самой его природе.

Источник: Wipedia.org

ИММАНЕ'НТНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (филос.). Отвлеч. сущ. к имманентный.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

имманентность

1. свойство по значению прилагательного имманентный

2. филос. внутреннее качество, присущее предмету, явлению и вытекающее из его природы

3. религ. постоянное присутствие Бога в мире

Источник: Wiktionary.org

  • Имманентность рисков не только отразилась на современном обществе, но и придала ему качественно новый характер.
  • Лосского, представляет данное взаимодействие в категориях имманентности, где субъект имманентен социуму (как объекту исследования), а знание соответственно оказывается имманентным бытию.
  • Напротив, для торгового люда, для буржуазии, чья имманентность опосредована товарно-денежными отношениями, неподотчетность этому эквиваленту как раз и рассматривается как нечто принципиально чуждое, непостижимое и трансцендентное.
  • Дело ещё и в том, что переход к консервативной тенденции усиливает имманентность происходящего, притом что характер имманентности характеризуется всякий раз своими собственными параметрами: так при капитализме как победившей формации утверждается имманентность законов всеобщей политической экономии — последняя принимает форму естественного хода вещей, хотя отнюдь не выглядит таковой в период господства земельной аристократии.
  • Гегелевская разумная действительность была своего рода апофеозом имманентности — и марксизм размыкает её кокон, чтобы дать ход процессам «производства действительной жизни», впустить их в тепличное интеллигибельное пространство.