5. Новая реальность: мир детей интегрируется во взрослый
Отмечается ещё одна особенность (2, с. 36) – «человечество уходит в ночь». Появляется «ночная» биологическая активность, что ставит проблему индивидуализации образовательных условий.
Игра в результате становится частью образа жизни взрослых. А мир детей интегрируется во взрослый. И это новая реальность, где меняется ценность, образ детства. Так формируется вызов современной педагогике и психологии (2, с. 37).
М. Р. Битянова считает детство явлением преимущественно культурным, а не природным. Инфантилизм человека – это его нежелание брать на себя ответственность. С этим фактом связана задержка биологического развития (человек ещё не созрел, не может взять на себя ответственность). С другой стороны отмечается, как уже говорилось, игранизация взрослых. И это в настоящее время – новое явление. Всё сильнее игронизация взрослых связывается с развитием культуры (2, с. 38).
По мнению С. Д. Полякова, объяснить человеческое развитие можно, «прежде всего, исходя из культуросообразности, а не природосообразности, как уже отмечалось (2, с. 39). Справедливо считать, что интернет для современных школьников – обыденность, «информационная социализация» (А. Г. Асмолов).
Итак, современный ребёнок изменился качественно. Это даёт возможность определить «предмет работы» воспитателя, учителя. Если так значимы условия, окружающие нашего воспитанника, то, согласно мнению С. Д. Полякова, предмет работы воспитателя – «пространство между личностями – общение, коммуникация, взаимодействие» (2, с. 56). Другими словами, важную роль играет реализация основной цели как концепта, которую мы ставим на первое место. Такова реальность: социокультурные вызовы всегда «опережают» школьную практику.
Личность, по выражению А. Н. Леонтьева, – «сгусток жизни, продукт её кристаллизации в форме субъект – субъекта, всегда несущего в себе свою историю, свою реальную биографию».
Л. С. Выготскому принадлежит идея «смыслового поля» личности. В дальнейшем у А. Н. Леонтьева мы находим выражение «смысловая природа образа мира».
Человек входит в мир деянием, как замечает А. А. Леонтьев, личностно опосредованной системой поступков. Эта система определяет развитие личности и становится формирующей сам мир.
Именно это делает личностную парадигму значимой и определяющей наравне с парадигмой «духовность». Духовность – это возвышение личности, это устремление к истине. Это добро, красота, вера, надежда, любовь. Такова значимость этого концепта, как уже отмечалось выше. Именно духовность способствует сближению миров: мира взрослых и мира детей. Так меняется ценностное отношение к детству.