13. Понятие продукта и его классификация
Продукт представляет собой некую физическую сущность, обладающую определенным набором характеристик и имеющую конкретное описание (название). Важнейшей характеристикой продукта является его потребительская ценность, т. е. определенный набор характеристик, имеющих большое значение для потребителя. Ценность товара для потребителя является главным и решающим фактором при принятии решения о покупке.
Расширенный продукт, помимо самого продукта, предполагает предоставление определенного набора услуг для него (например, послепродажное обслуживание).
Обобщенный продукт – товар в концепции маркетинга, обладающий потребительской ценностью и репутацией на рынке.
Как правило, выделяют:
– товары потребительского назначения, т. е. товары для личного использования потребителем. Для покупки потребительского товара достаточно мотивации одного потребителя или семьи;
– товары промышленного назначения, т. е. товары для использования в качестве основных, оборотных средств и т. п. Для приобретения товаров промышленного назначения необходимо коллегиальное решение администрации предприятия или специального отдела. Основной ценностью для потребителя товаров промышленного назначения является надежность поставщика (т. е. уверенность в качестве и сроках поставки товара, а также в достоверности рекламной информации). Надежность и хорошая репутация на рынке позволяют предприятию устанавливать цены на свою продукцию на более высоком, чем у конкурентов, уровне. Спрос на товары промышленного назначения находится в тесной зависимости от спроса на потребительские товары, производимые с их помощью.
Товары потребительского назначения можно подразделить на:
– товары длительного пользования (бытовые приборы, автомобили, мебель), т. е. товары, которые отдельно взятой семьей приобретаются относительно редко и к выбору которых потребитель относится более ответственно;
– товары краткосрочного использования (косметика, продукты, чистящие средства и т. п.). Для товаров краткосрочного использования характерна потребительская приверженность марке (при хорошей организации приверженность потребителя к марке возникает сравнительно быстро и не требует значительных усилий для поддержания);
– услуги – некое действие, имеющее полезный эффект или результатом которого является некое изделие. Услуги характеризуются определенным набором свойств: неотделимость услуги от источника, непостоянность качества в различные периоды времени (качество услуги определяется многими факторами); несохраняемость услуги; неосязаемость.