Глава 2. Обмен веществ как национальная особенность
Нет необходимости доказывать, что питание должно быть разнообразным, набор продуктов – соответствовать потребностям и вкусам, калорийность – восполнять затраты энергии, содержание белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов, других биологически активных веществ – равняться физиологическим нормам. Однако существуют некоторые важные нюансы, которые очень часто теряются из вида. Определенный набор пищевых продуктов и режим питания предков оказывают влияние на все биологические характеристики организма современного человека, в первую очередь на особенности обмена веществ, деятельность пищеварительной системы, что напрямую отражается на состоянии его здоровья.
Традиции добывания или производства пищи, ее обработки и употребления всегда составляли значимую часть материальной и духовной культуры любого народа. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что существуют серьезные различия в особенностях обмена веществ у представителей различных наций. Поэтому при подборе диеты следует учитывать не только модные тенденции или характерные особенности применяемых продуктов питания, но и образ жизни, традиции, климатические условия, свойственные данной местности, и т. д. Отнюдь не случайно придумана пословица: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Ведь даже вода в разных местностях одной страны различна, а что уж говорить о растительной и животной пище, которая попадает в наши магазины из различных стран.
Наиболее здоровая и полезная для человека пища – это традиционная национальная еда той местности, в которой он живет. В первую очередь это положение следует отнести к формированию диетического питания. Модные диеты, основанные на употреблении экзотических продуктов, способны скорее принести вред, чем поправить здоровье не привыкшего к ним человека. Для формирования предрасположенности к определенному набору продуктов питания, а также блюд, приготовленных из них, существуют определенные биологические факторы, о которых подробно будет рассказано ниже.
Кроме набора продуктов большое значение имеют ритм питания в течение года и кратность его в течение дня, которые с древних времен регламентировались сменой года и ритмом трудовых процессов. Несмотря на то что жизнь в условиях большого города во многом отличается от жизни наших предков, усвоенные на биологическом уровне, с молоком матери, пищевые привычки не исчезают, поэтому их всегда надо учитывать при составлении рациона.
2.1. Своеобразие климатических и бытовых условий
Природные условия России (климат, почвы, растительность, животный мир, смена сезонных циклов, разнообразие ландшафтов) в решающей мере повлияли на формирование хозяйственного уклада жизни наших предков, особенностей национального характера, их привычек и пристрастий, а также на характер питания. В зависимости от того что и когда дает природа, определялись набор исходных продуктов, а также различные технологии и способы их обработки. Надо отметить, что в этом отношении Россия – достаточно разнообразная и удивительная страна. Отечество наше по своим размерам, природно-географическим и климатическим условиям уникально. Оно включает в себя несколько климатических и природных зон, которые распадаются на большое количество подзон, микрорайонов и ландшафтов, где климат достаточно сильно различается. К тому же в нашей стране большое количество водоемов, больших и малых
Пища русского народа, как и любого другого, непосредственно связана с природными и социально-экономическими условиями. История русской кухни, обычаи нашего стола – одна из важнейших частей материальной культуры русской нации, семейного и общественного быта. Несмотря на изменения условий и ритма жизни, русскую кухню отличает устойчивость национальных форм. Это выражается в самом характере питания россиян, способах и порядке приготовления блюд, привычках и предпочтениях. Основным занятием восточных славян всегда было земледелие, в первую очередь растениеводство, в частности выращивание зерновых культур. Именно это определило широкое использование в питании зерна и продуктов его переработки.
Скотоводство тоже занимало немаловажную часть в производственной деятельности русских людей, поскольку пашенное земледелие постоянно требовало тягловой силы и удобрений. В степных районах, где земледелие всегда было рискованным, роль скотоводства была значительно выше, чем в лесу или лесостепи.
Обилие внутренних водоемов весьма способствовало развитию рыболовства, благодаря чему в русской кухне в большом количестве присутствуют блюда из рыбы.
Большое количество лесов повлияло на широкое распространение таких промыслов, как охота и бортничество. Мед (как и меха) всегда был визитной карточкой России, а добываемая дичь служила существенным подспорьем в питании наших предков.
Кроме набора продуктов, которые производятся в различных регионах, на специфику национальных кухонь большое влияние оказали приемы тепловой обработки сырья. В зависимости от конкретных географических и климатических условий создавались те или иные виды очагов. Народы южных стран создали очаги с открытым огнем (жарка на вертеле, решетке), которые часто располагались за пределами жилища. Суровый климат России, отличающийся продолжительной и суровой зимой, привел к созданию русской печи, которая служила одновременно и для обогрева жилья, и для приготовления пищи. Русская печь оказалась очень экономной, не только требующей гораздо меньше дров и дольше сохраняющей жар и тепло.
Давно подмечено, что в деревянном доме, выстроенном из сухого леса, от русской печи никогда не бывает сырости, которая может легко завестись при плите без печи.
Именно особенности русской печи во многом определили основные способы обработки продуктов (варку, тушение, запекание) и соответственно своеобразие русских национальных блюд. О хорошо сложенной печи, предназначенной для приготовления (варки) пищи, в народе говорили: «Вариста печь».
Многие продукты в нашей кухне подвергаются тепловой обработке.
Согласно данным науки о питании роль тепловой обработки заключается в том, что она обеззараживает пищу (в результате чего погибают многие болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний, разрушаются бактериальные яды и т. д.) и повышает ее усвояемость (продукты размягчаются, денатурированные белки легче перевариваются и т. д.). Само устройство русской печи, ее тепловой режим, набор кухонной посуды позволяли готовить блюда с неповторимым вкусом благодаря применению таких щадящих способов тепловой обработки, как варка, припускание, тушение.
В такой печи можно крупными кусками или даже целыми тушками жарить или запекать мясо, птицу, рыбу, поросят. В таком случае корочка образовывалась только на поверхности продуктов, а само изделие оставалось сочным. В русской печи парили репу, калину, черемуху, затапливали молоко, томили щи и каши. Этого нельзя сделать ни в тандыре, ни в камине, ни на открытом огне.
Температура блюд при этом достигает примерно 100 °C, а это значит, что не разрушаются белки, жиры и углеводы, не образуется грубая корочка на продуктах, однако они хорошо размягчаются.
Однако главное – это то, что в печи пекли хлеб, пироги, караваи и прочий хлебный припек (самые главные продукты на Руси). О печи, которая хорошо выпекала, говорили: «Печь-пекарка».
Особый характер русской печи сформировал и специфическую форму кухонной посуды. Широко известный «славянский горшок», повсеместно распространенный на Руси, оказался уникальной посудой во всех отношениях. Такой горшок очень удобен для подсаживания его в печь с помощью ухвата. Он на редкость эффективен в приготовлении запеченных блюд из мяса, рыбы, овощей, так как его форма обеспечивает большую равномерную боковую поверхность нагрева. Тушение в горшочках – одна из особенностей русской кухни.
Климатические условия и характер производства продуктов очень часто определяли и режим питания различных народов.
2.2. Генетические факторы
Для начала приведем несколько интересных фактов.
1. Вы знаете, что пищевые наборы для космонавтов-россиян и космонавтов из Китая или Японии коренным образом различаются? Если для первых в основе продуктов – пшеница и рожь, то для вторых – только рис.
2. Еще в начале XX в. коренного эскимоса можно было отравить фруктами или овощами. Они просто не умели переваривать эти продукты.
3. А китайцев еще и сейчас можно отравить большим количеством молока. Они не имеют ферментов для его переработки.
4. Россияне, которые исключают из рациона хлеб, впускают в свою жизнь кучу болезней. Мы имеем генетическую зависимость от этого продукта. Состав и характер питания влияют на все биологические характеристики организма человека. Устойчивые пищевые вкусы и привычки формируются в детстве. Любимые мамины и бабушкины блюда запоминаются на всю жизнь. Однако своеобразный кухонный консерватизм объясняется не только полученными в детстве впечатлениями, но и генетическими факторами. С молоком матери ребенок впитывает расположенность к восприятию (либо невосприятию) той или иной пищи. Конечно, человеческий организм может переварить многое, в том числе и непривычные продукты. Другое дело, насколько такая пища полезна?
Интересно отметить, что многие восточные учения (например, столь популярная сейчас во всем мире Аюрведа) для поддержания идеального здоровья и равновесия советуют есть только свежую пишу, соответствующую сезону и территории, где вы живете. Самое полезное питание для человека – это фрукты, овощи и молочные продукты, которые произведены в его местности, поскольку они образовались из тех же питательных веществ, воздуха, солнца, что и он сам.
«Что русскому хорошо, то немцу – смерть» – эта пословица заключает в себе глубокий смысл. Во время употребления в пищу непривычных продуктов организму приходится тратить много сил на адаптацию, что не всегда проходит безболезненно и без последствий. Переход к новому для данного человека рациону может привести к расстройству желудочно-кишечного тракта и нарушению многих жизненных функций. Недаром в штат национальных спортивных команд большинства стран входит повар, который во время выездов спортсменов на международные соревнования готовит традиционные блюда из привычных продуктов, нередко привезенных из своей собственной страны.
Наши предки (особенно крестьяне, которые вплоть до XIX в. составляли более 90 % населения России) всегда довольно настороженно относились к любым иноземным веяниям, касающимся питания. Так, например, когда великий преобразователь Петр I пытался ввести в русскую кухню ввезенные из-за границы продукты, ему пришлось делать это в приказном порядке, под угрозой серьезных наказаний.
В конце XVIII в. В. Левшин в книге «Русская поварня, или наставление о приготовлении всякого рода настоящих русских кушаньев и о заготовлении в прок разных припасов» писал: «Знакомство с иностранными, по временам у нас начинавшееся, действовало тем же образом, как на чистоту русских нравов и на вкус стола. Простые, из отечественных произведений состоявшие приготовления пищи должны были уступить чужеземным, многосложным, хотя с великими околичностями изобретенным, убыточным, многими несвойственными нам приправами набитым, но зато и вредным здоровью приготовлениям…».
Конечно, эта точка зрения представляет собой крайность, в которую нередко впадали «квасные» патриоты. Отрицать благотворное влияние традиций других национальных кухонь на русскую невозможно. Многие блюда иноземного происхождения и способы их приготовления (бисквитное тесто, рубленые котлеты, бифштексы, зразы, муссы, сосиски, сардельки и др.), несомненно, обогатили русское меню. А уж что говорить о введении новых продуктов (картофеля, риса, томатов, подсолнечника, кукурузы), которые произвели революционные изменения в характере русского стола Кухня любого народа изменяется и совершенствуется вместе с обществом, развитием техники, улучшением социальных условий. Современная русская кухня сформировалась под влиянием не только законов природы, но и исторических факторов. Попытки вернуться к «истокам», «очистить» ее от иноземных заимствований обречены на неудачу. Другое дело, что «хорошо перенимать чужое хорошее, но своего оставлять не должно и всегда его надобно считать всему основанием». Эти слова, написанные в середине XIX в. автором «Ручной книги русской опытной хозяйки» К. Авдеевой должны служить руководством для современных россиян.
2.3. Влияние постов на особенности обмена веществ населения России
Сильное влияние на традиции питания, характер потребляемых блюд, их состав оказывают религиозные взгляды нации. В любой религии мира есть определенные запреты, касающиеся питания. Такие запреты в той или иной мере существуют во всех религиях, что свидетельствует о том, что отправление религиозных культов адаптировалось к действительности, освящало, канонизировало уклад жизни, обычаи, условия труда и быта, складывавшиеся у народов в результате приспособления к условиям внешней (природной и социальной) среды.
Особенно строгие режимы различных ограничений в питании установлены христианством. Система таких запретов в русском православии называется постами.
Многие специалисты считают ее предшественницей разгрузочного диетического питания.
Русская православная церковь ввела большое количество постов, которые в зависимости от их строгости делятся на четыре категории: строжайший пост, сухоядение, ядение сварения и ядение рыбы.
Посты различаются не только по строгости, но и по продолжительности: однодневные и многодневные. Однодневные посты соблюдаются наиболее религиозными людьми еженедельно по понедельникам, средам и пятницам. Исключение делается только в особые праздники: в пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в неделю мытаря и фарисея и на масленицу. Пост в среду установлен, потому что согласно Евангелию в этот день Иуда согласился предать Иисуса Христа, а в пятницу – в память о крестных муках и смерти сына Божия.
Кроме перечисленных однодневных постов, в русском церковном календаре имеются еще три: в день воздвижения честного и животворящего креста Господня, в день усекновения главы Иоанна Крестителя и накануне праздника крещения Господня.
Многодневных постов в году четыре: Великий пост, Петров (Апостольский) пост, Успенский пост и Рождественский (Филиппов) пост.
Каждый из многодневных постов предшествует крупному христианскому празднику. Как известно, самым главным праздником верующих христиан является Пасха, поэтому Великому посту придается исключительное значение.
Великий пост состоит из собственно сорокадневного поста (четыредесятницы) и поста страстной недели. Великий пост предваряют четыре особые недели, или седмицы, которые начинаются вскоре после праздника богоявления. Особой строгостью отличаются первая и последняя седмицы Великого поста. В это время питались в основном хлебом, луком и квасом. Самой известной подготовительной неделей является последняя перед постом Масленица, или Сырная неделя. Пища на масленой неделе носила в основном ритуальный характер. В это время верующими в основном употребляется молочная пища: молоко, сыр, масло, яйца. Поэтому раньше эту неделю называли также мясопустной. Утром, днем и вечером ели всевозможные блины. Каждый день масленицы получил свое название: понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощеный день.
По церковному уставу на масленицу мяса не ели и свадеб не играли. Эта неделя рассматривалась как время приготовления к подвигу поста.
Через неделю после Троицы начинается Апостольский, или Петров пост, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Его начало зависит от даты празднования Пасхи, а продолжительность колеблется от 8 до 42 дней. На протяжении этого поста верующим рекомендуется еженедельно по понедельникам, средам и пятницам воздерживаться от рыбы, вина и елея (масла).
Следующий по времени многодневный пост – Успенский – отличался большой строгостью. Он продолжался с 15 по 29 августа. В понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища, но без масла. Лишь по субботам и воскресеньям разрешены были вино и масло.
С 29 ноября начинается Рождественский пост. Его называют также Филипповым, так как его начало приходится на следующий день после дня святого Филиппа. Рождественский пост продолжается 40 дней, вплоть до рождества Христова, т. е. до 7 января. Во время Рождественского поста предписывалось в понедельник, среду и пятницу сухоядение, то есть не разрешалась вареная пища, причем есть можно было только один раз в день. Во вторник и четверг разрешались вино и елей. В субботу и воскресенье пост облегчался: разрешалось есть рыбу. Строгость поста особенно возрастала в страстную неделю, предшествующую Рождеству. В эти дни запрещалась всякая рыба, даже в субботу и воскресенье.
Последний день Рождественского поста в народе называют сочельником, от слова «сочиво», т. е. каша с медом (кутья), которую положено есть по уставу в этот день. Пищу в сочельник принимали не раньше, чем появится на востоке первая звезда, названная рождественской в честь появления на свет Иисуса Христа. Сама еда обставлялась в сочельник целым рядом символических обрядов.
В общей сложности на Руси в течение года было до 200 дней, когда основу питания составляла именно постная пища. В постные дни запрещалось употребление продуктов животного: мяса, молока, масла, сыра, яиц. В некоторые дни под запрет попадала также рыба.
В зависимости от достатка в разных семьях посты проходили по-разному. У богатых людей, позволявших себе красную рыбу и икру, они, естественно, проходили легче.
Говоря о блюдах, которые готовили и ели во время поста, русский писатель И. С. Шмелев упоминает следующие: «…компоты, картофельные котлеты с черносливом, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, жареная гречневая каша с луком, постные пирожки с груздями, гречневые блины с луком, киселек клюквенный с ванилью, моченые яблоки, «грешники» с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри».
Разнообразная выпечка, блюда из овощей, фруктов и ягод, грибы, рыба, орехи, мед, растительные масла в умелых руках хороших хозяек или поваров делали постный стол не только сытным, но и вкусным.
Обилие растительных продуктов позволяло иметь в рационе все необходимые компоненты, которые даже скромным по достатку семьям не давали умирать от голода.
Однако по поводу постов и их целесообразности среди специалистов существуют разные мнения.
Не вызывает сомнений происхождение постов, которые в древности были вызваны необходимостью, связанной с недостатком продуктов питания в определенные периоды года, когда требовались ограничения в еде с целью их экономии.
Религиозные каноны питания разрабатывались в основном с учетом существующих природных, социальных и экономических условий. Многовековой общественно-исторический опыт подсказывал правильное решение задач организации годового ритма питания задолго до того, как возникла регламентация времени и продолжительности мясопустов (постов) и мясоедов, а также праздников с учетом периодичности циклов работ в сельском хозяйстве.
В настоящее время все большее количество современных физиологов, диетологов, натуропатов обосновывают рациональность постов тем, что длительное воздержание от некоторых видов пищи (а в некоторых случаях и полное длительное голодание) очищает организм от накопившихся токсических веществ. Голодание способствует мобилизации жира из депо, а вместе с ним из организма уходят вредные вещества, откладывающиеся в жировой ткани.
По мнению других исследователей, длительное соблюдение поста приводит к белково-калорийной недостаточности. При недостаточном питании возникает несоответствие между потребностями организма в незаменимых веществах и их поступлением с пищей. Это в свою очередь приводит к прекращению деления клеток, что вызывает глубокие изменения в тканях организма, морфологические дефекты, которые могут как иметь временный характер, так и вызывать необратимые последствия, сохраняющиеся пожизненно, что влияет на функции соответствующих органов. Далеко не всегда последующее усиленное питание может компенсировать вредное влияние длительного белково-калорийного голодания.
Что же касается отложения в жировой ткани многих вредных веществ, то это действительно имеет место. Однако противники постов ссылаются на то, что до сих пор отсутствуют убедительные доказательства выведения токсинов из организма при голодании.
Некоторые авторы считают, что шлаками, от которых организм освобождает голодание, являются так называемые белки средней массы. Однако такие белки в норме выводятся из организма в течение нескольких часов и, следовательно, не требуют длительного голодания.
Противникам поста можно многое сказать в их защиту. Пост не подразумевает полного голодания, потому все изменения, происходящие в это время, не столь глубоки и не становятся патологическими, т. е. болезнетворными. А во-вторых, основу питания россиян составлял ржаной хлеб, содержащий достаточное количество незаменимых аминокислот, предохраняющих от белкового голодания.
Кроме того, как в прежние времена, так и теперь, состоятельные люди не испытывают особых лишений, так как имеют возможность готовить блюда из дорогостоящих питательных сортов рыбы (например, осетровых), грибов, питаться икрой и спаржей.
Нельзя сказать, что простые люди ранее только во время постов терпели настоящий голод и доводили себя до истощения. По-настоящему бедные люди не могли баловать себя скоромной пищей и вне поста. Следует отметить, что белковое голодание не развивалось благодаря постоянному потреблению в большом количестве ржаного хлеба, который был основным продуктом в рационе. Бедняки объедаться не могли никогда. От «биохимической нерегулярности» рациона страдали в основном так называемые скоробогатые люди.
В настоящее время ситуация конечно не столь печальна, но все же имеются определенные трудности для тех, кто решил соблюдать пост. Как известно, полноценный вегетарианский рацион отнюдь не дешев. Особенно остро длительная нехватка белковой пищи сказывается на детях, пожилых, больных и ослабленных людях, а также беременных женщинах, недаром эти категории населения освобождались от поста и в прежние времена.
М. В. Ломоносов призывал придерживаться установившихся ритмов жизни, что, кстати, вполне отвечает требованиям современной науки о питании. По его мнению, резкие переходы от недоедания (постов) к перенасыщению организма пищей (религиозным праздникам) оказывают большой вред. Но только время и накопление знаний в области диетологии внесли небольшие коррективы в эти представления.
Для того чтобы извлечь из растительной пищи необходимое количество протеинов и превратить их в собственные белки, человек должен съесть огромное ее количество. Кроме того, существует ряд незаменимых аминокислот, которые организм синтезировать вообще не может, а в белках продуктов растительного происхождения таких аминокислот очень мало. Однако полностью отрицать полезную роль постов нельзя. Одно– и двухдневные еженедельные посты, во время которых в рацион включаются только растительные жиры, позволят увеличить и приблизить к оптимальной долю растительных жиров в рационе. Правда, достичь этого можно и без еженедельных постов, только путем разумного построения рациона, включая в меню разнообразные блюда, в состав которых входят растительные жиры без тепловой обработки (салаты, винегреты, рыбные блюда и т. д.). Исследованиями специалистов доказана целесообразность как в экономическом, так и физиологическом плане многих обычаев, сложившихся в результате накопления общественно-исторического опыта человечества. В настоящее время мало кто сомневается в пользе разгрузочных дней или кратковременного однодневного голодания, которые способствуют долголетию и укреплению здоровья. Однако в постах, как, впрочем, и во всем остальном, необходимо проявлять чувство меры.
Следует отметить, что пищевые запреты не были самоцелью. Пост предполагал в первую очередь духовное очищение, проявление любви к ближним, «удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, клятвопреступления».
Посты всегда являлись мощным регулятором потребления пищи. Благодаря тому что посты существуют длительное время, ассортимент кулинарных изделий, употребляемых в пищу во время них, чрезвычайно разнообразен. В нашей книге мы приводим некоторые рецепты постных блюд.
Требуется: 3–4 брюквы средних размеров, 1 ст. л. сливочного или топленого масла, соль по вкусу.
Приготовление. Брюкву хорошо промыть, очистить от повреждений и удалить плодоножку. Затем разрезать на 2–4 части в зависимости от размеров брюквы и положить в кастрюлю. Налить воды, так чтобы она полностью покрывала овощи, посолить и варить до полуготовности. После этого готовую брюкву вынуть из воды, обсушить, выложить на сухую сковороду и запекать в нагретой духовке до готовности.
Применение. При подаче на стол можно полить растопленным сливочным или топленым маслом. Это блюдо можно использовать как самостоятельно, так и в качестве гарнира к мясу или рыбе.
Требуется: 2–3 репы, 2 моркови, 2 ст. л. растительного масла, 0,5 ст. л. 3 %-ного уксуса, лук-порей, соль, молотый черный перец по вкусу.
Приготовление. Овощи тщательно вымыть и очистить. Репу и морковь натереть на терке, лук мелко порубить. Все перемешать. Растительное масло смешать с уксусом, добавить соль, молотый черный перец. Полученной смесью заправить овощи.
Применение. Подавать на стол в качестве закуски перед основными блюдами.
Требуется: 3–4 средние свеклы, 2 соленых огурца, 3–4 дольки чеснока, 3 ст. л. растительного масла, свежая зелень петрушки, молотый черный перец, соль по вкусу.
Приготовление. Свеклу тщательно помыть, обсушить и запечь в духовке. После этого охладить. Остуженную свеклу, чеснок и огурец очистить и мелко порубить. Растительное масло смешать с солью и перцем и заправить полученной смесью овощи.
Применение. Подавать на стол в качестве закуски. Перед подачей украсить зеленью петрушки.
Требуется: 2–3 средние свеклы с ботвой, 50 г корня хрена, 3 ст. л. растительного масла, 3–4 зубчика чеснока, соль по вкусу.
Приготовление. Свекольные листья перебрать, тщательно промыть и мелко порубить. Свеклу и хрен промыть, очистить и натереть на мелкой терке, чеснок мелко порубить. Все смешать и заправить растительным маслом с солью.
Применение. Подавать на стол в качестве закуски.
Требуется: 400–500 г квашеной капусты, 2 яблока, 2 ст. л. брусники или клюквы, перышки зеленого лука, 2 ст. л. сахара, 2–3 ст. л. растительного масла, соль по вкусу.
Приготовление. Капусту и яблоки порезать, зеленый лук мелко порубить, добавить ягоды, сахар, соль. Все тщательно перемешать и заправить растительным маслом. Если вы не располагаете возможностью найти свежие ягоды, то вместо них можно использовать клюквенный или брусничный сок.
Применение. Подавать к столу в качестве закуски.
Требуется: 1–2 небольших плодов редьки, 1–2 моркови, 2 ст. л. меда (желательно жидкого), 2 ст. л. растительного масла.
Приготовление. Редьку и морковь тщательно помыть, очистить и натереть на крупной терке. Затем смешать овощи с медом и заправить растительным маслом.
Применение. Подавать к столу в качестве закуски.
Требуется: 500–600 г молодых листьев крапивы, 150–200 г щавеля, 2 моркови, 2 луковицы, 3–4 картофелины, 3 ст. л. растительного масла, зелень петрушки и укропа, соль по вкусу, 2,5 л воды.
Приготовление. Листья крапивы промыть в холодной воде и бланшировать в кипящей воде в течение 2–3 минут, затем откинуть на сито и порубить. Картофель, морковь и лук помыть, очистить, порезать кубиками. Лук и морковь слегка обжарить на растительном масле. Картофель положить в кипящую воду. Через 10–15 минут туда же положить крапиву, пассерованные лук и морковь и варить еще 20 минут. За 10 минут до окончания варки добавить пассерованную муку, разведенную овощным бульоном, нарезанные листья свежего щавеля, петрушки и укропа, соль.
Применение. Подавать к столу со сметаной или сливками.
Требуется: 7–8 белых сушеных грибов, 400 г квашеной капусты, 2 моркови, 2 средние луковицы, 1 белый корень петрушки, 2 ст. л. пшеничной муки, 3 ст. л. растительного масла, соль, молотый черный перец по вкусу, 2,5 л воды.
Приготовление. Грибы промыть, замочить на 0,5 часа и затем отварить в той же воде. После этого грибы просушить и нарезать кубиками. Овощи вымыть, очистить, нарезать и тушить вместе с квашеной капустой в течение 15–20 минут на растительном масле с добавлением пассерованной муки. В конце приготовления добавить молотый черный перец, лавровый лист и соль. Готовую заправку положить в кипящий грибной бульон и варить 5-10 минут.
Конец ознакомительного фрагмента.