Вы здесь

Правда о том, как избавиться от любого страха и стать увереннее в себе. Глава 3. То, что делает разум. Два Вида страхов (Никита Гранин)

Глава 3. То, что делает разум. Два Вида страхов

В прошлой главе мы пришли к нескольким выводам. Один из них был таков, что по непонятной причине мы не хотим снова сталкивать с неприятными эмоциями, которые когда-то испытывали. Так почему же так происходит?

Дело в том, что на самом деле не мы не хотим снова испытывать неприятные эмоции. Это наш разум не хочет, чтобы мы вновь испытали неприятных чувств.

Почему же он этого не хочет? Ответ очень прост. Наш разум просто о нас заботится. Что происходит с нашим организмом, с нашей нервной системой в неприятной ситуации? Они испытывают жуткий стресс и напряжение. Разум любой стресс расценивает как опасность и делает всё возможное, чтобы человек больше никогда не попадал в подобное состояние. То есть, как только появляется малейший риск испытать стресс, разум заставляет нас испытывать чувство страха, которое должно заставить нас пересмотреть наши действия. И как следствие, уберечь от неприятной ситуации и от стресса. Мы боимся чего-то лишь потому, что это потенциальный стресс для нашего организма и для нашей нервной системы. Заботящийся о нас разум можно сравнить с родителями, которые заботятся о маленьком ребёнке. Они ограждают его от того, что наверняка доставит ему проблем. Тепло одевают, чтобы не простыл. Кормят хорошей едой, чтобы ребёнок был здоров. Занимаются его интеллектуальным развитием, чтобы он был умён. Родители ограждают ребёнка от болезней, от сложностей, которые связаны с несбалансированным развитием. Они ограждают его от неприятных ситуаций.

Примеры

Теперь рассмотрим это на нескольких примерах, чтобы стало более понятно. Помните девушку, мужчину и подростка из предыдущих глав? Давайте рассмотрим ситуации с их участием.

Девушка, которая боится водить автомобиль. Какова роль разума в её случае? Как мы знаем, когда-то девушка столкнулась с неприятной ситуацией, в которой она растерялась. Например, у неё украли кошелёк 3 года назад. Разум зафиксировал это событие в голове девушки в следующей форме – «Организм и нервная система испытывают стресс из-за того, что девушка испытывает чувство растерянности. Это нужно предотвратить». Заметьте, разум не реагирует на кражу кошелька. Он реагирует на эмоции, которые в тот момент испытала девушка. И возникает ассоциация «растерянность = плохо». Затем эта связка остаётся в глубинах разума. Но почему девушка боится водить машину? Человеку дана удивительная способность – мечтать, фантазировать. Более того, не просто видеть картинки и образы, а испытывать чувства, связанные с тем, что человек видит в своём воображении. И вот когда девушка представляет, как она будет сидеть за рулём автомобиля, она чувствует растерянность, ведь она совсем не знает, как водить машину. Здесь из глубин разума появляется связка «растерянность = плохо». Разум реагирует, хочет уберечь и у девушки появляется чувство страха. И совсем неважно, о чём думает девушка. Это может быть вождение авто, новые знакомства, изучение и т. д. Но везде, где будет появляться эмоция растерянности, страх обязательно проявится. Ведь человеческому разуму без разницы, хотите вы чему-то научиться или нет. Он просто хочет вас уберечь от неприятностей. Как родители, которые так пекутся о своём ребёнке, что не дают ему проживать свою собственную жизни. Не дают ему совершать собственные ошибки и учиться на них. Они просто хотят уберечь его от неприятностей.

Молодой мужчина, который боится жениться. Какова роль разума в его случае? Как мы помним, у него были очень сложные отношения с его первой девушкой, которая постоянно ограничивала его в чём-то. Разум сделал своего рода заметку – «Организм и нервная система испытывают стресс из-за того, что мужчина чувствует себя несвободным. Нужно его от этого уберегать». Заметьте, в этой ситуации, как и в первой, разум тоже реагирует на эмоциональную составляющую, а не на ситуацию как таковую. Далее возникает ассоциация «быть несвободным = плохо». После чего эта конструкция оседает глубоко в голове человека, но он даже не замечает этого, т.к. всё происходит за мгновение. Теперь, как только человек подумает о ситуации, в которой он может почувствовать себя несвободным, тут же разум попытается его от этого оградить. Например, он может оказаться в сломанном лифте или закрытом помещении. Его может кто-то похитить или забрать в полицию. Сама ситуация неважна, а важно чувство несвободы. И вот наш молодой человек только подумал о том, чтобы женить и обзавестись семьёй, как его сразу начинает беспокоить страх. Это продолжается из раза в раз и будет продолжаться до тех пор, пока он не избавиться от этого страха. Другой вариант, у него в голове появится ещё более сильный страх, как и упоминалось в предыдущей главе. Когда в 50 лет у него появится страх одиночества.

Подросток, который так сильно опасается экзамена по математике. Что разум делает в этой ситуации? В целом, то же самое, что и в предыдущих двух, просто оберегает. Как известно, пару лет назад подросток столкнулся с тем, что его, казалось бы, близкие друзья по какой-то причине решили не звать его в кино. И в тот момент чувство ненужности обострилось до предела. Появилась конструкция «ненужный = плохо», которой разум спрятал в голове этого юного человека. Теперь же, когда мальчик представляет последствия плохих результатов за экзамен, он понимает, что они приведут к некой изоляции от близких ему людей. Он даже может не осознавать, что он боится испытать чувство ненужности, но разуму виднее. Он знает, что как только эмоция ненужности даст о себе знать, организм и нервная система испытают стресс. Поэтому, появляется страх, который заставляет мальчика сделать всё возможное, чтобы результаты экзамены были как минимум удовлетворительными. Казалось бы, страх ему помогает, и это частично правда. Но хотелось бы вам всю жизнь прожить в страхе и панике, даже если они возможно помогают? Наверное, всё-таки нет. Наоборот, вам хотелось бы пребывать в спокойствии, но всё равно достигать желаемых результатов. О мотивации совершать действия из-за страха мы поговорим в следующих главах.

Вот мы рассмотрели 3 примера того, как работает человеческий разум, когда хочет защитить человека от чего-то неприятного. У вас может возникнуть вопрос «А животные? У них ведь нет разума?». И это правда, но у животных тоже срабатывают оберегающие механизмы, которые называются инстинкты. Тем не менее мы обсудим этот вопрос чуть позже, когда разберёмся, на чём базируется человеческий разум и что заставляет его включаться в работу.

Подготовка к путешествию

А теперь давайте рассмотрим ситуацию Маши и Кати, которые собираются в путешествие. Как мы помним, Маша находится в предвкушении поездки. Почему её не пугают чувства неопределённости и растерянности, а Катю пугают? Дело в том, что Маша никогда в жизни не сталкивалась с неприятными ситуациями, в которых чувствовала себя растерянной. Всегда каким-то образом Маша справлялась с внезапными трудностями. Поэтому ассоциации «растерянность = плохо» никогда не откладывалось в голове у Маши. Значит, разуму нет смысла оберегать Машу от чувства растерянность. В нём нет ничего опасного. Организм и нервная система Маши не испытают стресс, если попадут в незнакомую ситуацию, либо этот стресс будет совсем незначителен. А что же с Катей? У Кати в голове существует ассоциация «растерянность = плохо». Она появилась тогда, когда Катя чувствовал разочарование из-за того, что не смогла поехать с классом на экскурсию и осталась одна. Поэтому, разум знает, что для Кати опасно испытывать чувство растерянности. Оно обязательно посетит её в незнакомой стране или аэропорту. Поэтому, как в трёх предыдущих примерах, разум стремится уберечь и обезопасить. Иными словами, заставляет Катю испытывать страх и задуматься об отмене путешествия. Мы ещё неоднократно вернёмся к обсуждению такой части человека, как разум, а пока продолжим разбираться с чувством страха.

Какие бывают страхи?

Вообще, страхов существует довольно много, и нет какой-то одной классификации для них. Любая классификация условна. Поэтому, мы условно разделим страхи на сознательные и подсознательные. Конечно, можно разделить страхи на сильные и слабые. На абстрактные и конкретные. Но пока в этом нет необходимости. Сознательные страхи также можно назвать поверхностными, а подсознательные страхи можно назвать глубинными.

Что такое сознательный или поверхностный страх? Это любой наш страх, о существовании которого мы знаем. Если спросить человека «Чего ты боишься?», наверное, он упомянет что-то из следующего: остаться один, потерять работу, поругаться с близким человеком, прожить жизнь зря, разочаровать близких, не достичь своих целей, не осуществить своих желаний, смертельно заболеть, умереть, стать бездомным, быть никому ненужным и так далее. Этот список можно продолжать и продолжать, ведь у каждого из нас есть какие-то личные страхи, о которых мы знаем. Возможно, мы с кем-то ими делимся. Возможно, мы не хотим их никому рассказывать, чтобы они «точно не воплотились в реальность». Даже может быть так, что в каких-то страхах мы боимся признаться самим себе. Всё это естественно для человека. И, как говорилось в самом начале, страх это отдельная сфера жизни. И каждому из нас когда-то нужно, наконец, избавиться от своих страхов. Это постепенный процесс.

Что такое подсознательный или глубинный страх? Это любой наш страх, о существовании которого мы не знаем. Это те страхи, о которых человек не подозревает, но они у него есть. И они так же, как и сознательные/поверхностные страхи усложняют ему жизнь. Чтобы было понятнее, рассмотрим ситуации тех людей, о которых уже говорилось в этой книге.

Девушка, которая боится водить автомобиль. Её сознательный страх, это вождение автомобиля. Это страх, о существовании которого она знает. Какой же тогда бессознательный/глубинный страх в её случае? Она боится почувствовать себя растерянной. Ведь с этой эмоцией у неё имеются негативные ассоциации.


Молодой мужчина. Его сознательный/поверхностный страх, это боязнь жениться. А подсознательный? Верно! Он подсознательно боится почувствовать себя несвободным. Но, он пока не подозревает об этом страхе.


Подросток. Сознательный/поверхностный страх подростка, это плохой результат на экзамене по математике. А его подсознательный/глубинный страх, это боязнь почувствовать себя ненужным.


Девушка Катя, которая собирается отправиться в путешествие. Её сознательный страх, это страх путешествовать в одиночку в чужую страну. В то время как её подсознательный/глубинный страх, почувствовать себя никчёмной и беспомощной.

Если вдруг не совсем понятно, почему именно эти подсознательные страхи у этих людей, пожалуйста, вернитесь к предыдущим главам. Мы там уже разбирали, что на самом деле пугает этих замечательных людей. Какие эмоции они на самом деле не хотят испытать. От каких именно эмоций их уберегает их разум.

Вот мы познакомились с условной классификацией страхов на сознательные/поверхностные и подсознательные/глубинные. Далее мы изучим их основные различия.

Основные мысли главы 3

– Как только появляется малейший риск испытать стресс, разум заставляет нас испытывать чувство страха, которое должно заставить нас пересмотреть наши действия.


– Сознательные страхи также можно назвать поверхностными, а подсознательные страхи можно назвать глубинными.


– Каждому из нас когда-то нужно, наконец, избавиться от своих страхов.