Вопрос 43. Система маркетинговых исследований
1. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, регистрация и анализ данных о товарах и услугах.
Главная цель маркетинговых исследований – достаточная определенность и избежание риска при принятии коммерческих решений.
Значение проведения таких исследований в формировании комплекса маркетинговых исследований возникает весьма часто, когда лица, принимающие решения, не могут ждать поступления информации по частям. Комплексное маркетинговое исследование проводится фирмой самостоятельно или его проведение заказывается специализированным маркетинговым фирмам. Чтобы маркетинговое исследование было эффективно, оно:
• не должно носить случайного характера;
• должно быть систематическим и охватывать как можно больше различных источников информации;
• должно быть применимо к любой стороне маркетинга, которая требует информации для принятия решений.
2. Область приложения маркетинговых исследований практически не ограничена, поэтому выделим виды исследований, наиболее часто встречающиеся в мировой практике:
• исследование рынка;
• исследование сбыта;
• экономический анализ;
• исследование рекламы;
• исследование потребительских свойств товара;
• мотивационный анализ (изучение покупательского поведения).
Большинство крупных зарубежных фирм имеет собственные отделы маркетинговых исследований. Среди сотрудников таких отделов – статистики, психологи, социологи.
3. Виды исследований, проводимых этими отделами, разнообразны, и поле их деятельности расширяется, особенно в направлении международных маркетинговых исследований.
Виды маркетинговых исследований, проводимых фирмами США
Сфера и вид исследований Процент фирм, проводящих исследование
1. РЫНКИ И СБЫТ
Замеры потенциальных возможностей рынка 93
Анализ распределения долей рынка между фирмами 92
Изучение характеристик рынка 93
Анализ сбыта 89
Пробный маркетинг 54
2. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Краткосрочное прогнозирование 85
Долгосрочное прогнозирование 82
Изучение тенденций деловой активности 86
Изучение политики цен 81
Изучение товарной номенклатуры 51
Изучение международных рынков 51
3. РАЗРАБОТКА ТОВАРОВ
Изучение реакции на новый товар 84
Изучение товаров конкурентов 85
Тестирование товаров 75
4. РЕКЛАМА
Изучение эффективности рекламы 67
Изучение средств рекламы 61
Исследование рекламных текстов 49
Исследование потребительских мотиваций 48