8. Процесс и система маркетинга
Маркетинг – это сложный процесс реализации коммуникационных и сбытовых целей предприятия.
Процесс маркетинга на предприятии осуществляется при постоянном учете рынка и основывается на точном знании нужд и потребностей потенциальных покупателей, их оценке и учете возможных изменений в будущем.
Процесс маркетинга включает в себя в общем виде:
1) определение потребностей, нужд и запросов различных групп и слоев покупателей;
2) изготовление продуктов, которые необходимы покупателю и способны удовлетворить его потребности;
3) установление цен, приемлемых для покупателя и обеспечивающих достаточную прибыль для производителя;
4) определение наиболее выгодных и удобных путей доведения произведенных товаров до потребителя;
5) установление путей и форм активного воздействия на рынок, формирование спроса и стимулирование сбыта.
Каждое из перечисленных направлений важно само по себе, но ценность и значимость каждого из них имеют наибольшее значение тогда, когда они рассматриваются и осуществляются во взаимосвязи, т. е. комплексно. Предприятие, качественно осуществляющее маркетинговую деятельность, знает нужды и потребности покупателей, удовлетворяет их более эффективно, чем это делают конкуренты.
В процессе маркетинга разрабатываются рекламные компании, осуществляется разнообразное стимулирование сбыта, составляются маркетинговые планы и программы, осуществляется маркетинговый анализ и контроль, формируется ценовая и ассортиментная политика, проводятся маркетинговые исследования новых товаров и конкурентов и т. д.
В укрупненном виде в систему маркетинга включаются:
1) предприятие, производящее продукцию;
2) предприятие, поставляющее материалы;
3) рынок—место, где происходит контакт продавца и покупателя, формируется спрос и предложение;
4) посредник – необходимый элемент системы маркетинга, который осуществляет посреднические функции между производителем товаров и покупателем;
5) конкуренты – предприятия, которые производят аналогичную продукцию.
Система маркетинга включает в себя также внутреннюю сферу.
Внутренняя сфера – четко обозначенная группа людей, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к предприятию и могут оказать на него большое влияние (банки, биржи, средства массовой информации, организации потребителей, законодательные органы).