Вы здесь

Маркетинг. Шпаргалка. 16. Потребители. Факторы, влияющие на поведение потребителя (Е. А. Татарников, 2009)

16. Потребители. Факторы, влияющие на поведение потребителя

Знание и информация о вкусах и предпочтениях потребителей, их менталитете, способность и возможность спрогнозировать общественное мнение – важнейшие факторы повышения конкурентоспособности и устойчивости предприятия. Выделяют следующие классические критерии сегментации потребителей: демографические, социально-экономические, психографические, потребительские предпочтения, характер потребительского поведения.

Существуют классические показатели потребителей, которые включают в себя пол, национальность, возраст и т. д.

Потребителей можно подразделить на две группы:

1) индивидуальные потребители;

2) юридические потребители.

Ниже приведены классические маркетинговые факторы, оказывающие влияние на поведение конечных потребителей. Выделяют следующие факторы культурного порядка:

1) культуру;

2) социальное положение.

Социальными являются следующие факторы:

1) референтные группы;

2) семейное положение;

3) роли и статусы.

Личностными являются следующие факторы:

1) возраст и этапы жизненного цикла семьи;

2) род занятий;

3) экономическое положение;

4) образ жизни;

5) тип личности и ее представление о себе. Психологические факторы: мотивация,

восприятие, усвоение, убеждение и отношение.

Рынок юридических потребителей (предприятий и организаций) отличается от рынка индивидуальных потребителей по следующим критериям:

1) количеством покупателей;

2) параметрами покупателей;

3) спросом конечных потребителей;

4) неэластичностью спроса по цене.

Можно выделить следующие факторы, характеризующие деятельность юридических потребителей.

Факторами макроэкономической обстановки считаются:

1) уровень первичного спроса;

2) экономические перспективы;

3) стоимость кредита;

4) условия материально-технического снабжения;

5) темпы научно-технического прогресса;

6) политическая обстановка;

7) государственное регулирование;

8) деятельность конкурентов.

Известны следующие факторы особенности организаций: цели организации, политические установки, методы работы, организационная структура.

Факторы межличностных отношений: полномочия, статус, умение убеждать.

Выделяют следующие индивидуальные особенности представителей организаций: возраст, уровень доходов, образование, служебное положение, тип личности, готовность к риску.