6. Основные цели и задачи маркетинга
1
Конечная цель концепции маркетинга – получение прибыли путем удовлетворения потребностей клиентов. При достижении цели перед маркетологами могут стоять глобальные либо частные задачи.
К глобальным задачам маркетинга относят: обеспечение информированности, избирательности, эффективности покупателей в потреблении тех или иных товаров и услуг; координацию ресурсов предприятия; влияние на воззрения людей и образ их жизни; содействие улучшению качества жизни людей и др.
Частные задачи маркетинга зависят от способов достижения поставленной цели, ресурсов предприятия и других факторов.
2
Цели и задачи маркетинговой деятельности перекликаются с общими целями и задачами функционирования предприятия. Маркетинговая деятельность должна способствовать развитию предприятия в выбранном направлении, поэтому цели ее являются прямым отражением общей миссии компании.
К основным целям маркетинга относятся:
♦ максимизация возможно высокого уровня потребления: предприятия пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов;
♦ потребительской удовлетворенности: выявление существующих потребностей и предложение максимально возможного ассортимента однородного товара. Поскольку уровень потребительской удовлетворенности измерить трудно, то оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно;
♦ выбора: сложность в реализации данной цели заключается в том, чтобы на рынке не возникло марочного изобилия и мнимого выбора;
♦ качества жизни: маркетинг должен обеспечивать не только достаточное количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.
Достижение указанных целей обеспечивает маркетинговый цикл, включающий маркетинговые исследования, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализацию планов, контроль и информационное обеспечение.
3
В перечень основных задач маркетинга входят: исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции в областях, интересующих предприятие; маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг предприятия; анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать предприятие, включая исследование деятельности конкурентов; формирование ассортиментной политики предприятия; разработка ценовой политики предприятия; участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения предприятия; сбыт продукции и услуг предприятия; коммуникации маркетинга; сервисное обслуживание.
Маркетинговая деятельность при любой степени насыщения рынка способна корректировать поведение потребителей и производителей к их взаимной выгоде. Направленность, структура и большая часть методов маркетинга имеют более общий характер и приемлемы для российской экономики на современном этапе ее развития. Адаптацию мирового маркетинга к российским условиям можно выполнить более успешно, если в полной мере овладеть уже достигнутым высоким уровнем развития этой области знаний и рассматривать маркетинг не только как тщательно продуманную специфическую деятельность, но и как философию руководства.