Вы здесь

Маркетинговые исследования. Шпаргалка. 14. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований (Л. В. Щербина, 2009)

14. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований

База качественных исследований – это методы, представляющие в большей степени наблюдение, чем коммуникацию с респондентами. Большинство этих методов образовано на подходах, разработанных психологами.

Слежение в маркетинговых исследованиях – это способ сбора первичных маркетинговых сведений о рассматриваемом объекте через наблюдение за определенными группами людей, операциями и обстоятельствами. При этом исследователь естественно воспринимает и фиксирует все моменты, затрагивающие рассматриваемый объект, и моменты, существенные с точки зрения целей исследования.

Наблюдение в маркетинговом исследовании ориентируется на достижение разнообразных целей. Оно применяется как источник информации для создания гипотез, предназначается для проверки данных, приобретенных иными способами, с его поддержкой можно извлечь дополнительную информацию об изучаемом объекте.

Многообразие технологий проведения наблюдений получают четырьмя доступами к их реализации:

1) прямое или непрямое наблюдение;

2) открытое или скрытое;

3) структурированное или неструктурированное;

4) осуществляемое с помощью человека или технических средств.

Прямое наблюдение заключается в том, что проводится непосредственное наблюдение за поведением покупателей в магазине. При использовании непрямого наблюдения исследуются результаты поведения, а не само поведение. Могут исследоваться вещественные доказательства отдельных событий.

Открытое наблюдение состоит в том, что людям известно о наблюдении за ними. Только присутствие наблюдателей воздействует на поведение наблюдаемых, поэтому нужно стремиться свести его к минимуму.

Данным требованиям соответствует скрытое наблюдение, когда исследуемый не знает, что за ним наблюдают.

Структурированное наблюдение применяется для проверки итогов, приобретенных иными способами, их уточнения.

Когда происходит неструктурированное наблюдение, исследователь закрепляет в изучаемом случае все виды поведения. Подобный способ нередко употребляется при проведении разведочных исследований.

Бывают случаи, когда человека-наблюдателя заменяют специализированные технические устройства. Такие изменения обусловливаются или большей правильностью, или меньшей ценой, или по конструктивным обстоятельствам. Для удачного проведения наблюдений должны выполняться условия:

1) реализовываться за сравнительно короткий период;

2) движения и явления обязаны быть доступны для слежения, проходить на публике;

3) подвергается наблюдениям такое поведение, которое респондент просто не в состоянии запомнить.