14. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований
База качественных исследований – это методы, представляющие в большей степени наблюдение, чем коммуникацию с респондентами. Большинство этих методов образовано на подходах, разработанных психологами.
Слежение в маркетинговых исследованиях – это способ сбора первичных маркетинговых сведений о рассматриваемом объекте через наблюдение за определенными группами людей, операциями и обстоятельствами. При этом исследователь естественно воспринимает и фиксирует все моменты, затрагивающие рассматриваемый объект, и моменты, существенные с точки зрения целей исследования.
Наблюдение в маркетинговом исследовании ориентируется на достижение разнообразных целей. Оно применяется как источник информации для создания гипотез, предназначается для проверки данных, приобретенных иными способами, с его поддержкой можно извлечь дополнительную информацию об изучаемом объекте.
Многообразие технологий проведения наблюдений получают четырьмя доступами к их реализации:
1) прямое или непрямое наблюдение;
2) открытое или скрытое;
3) структурированное или неструктурированное;
4) осуществляемое с помощью человека или технических средств.
Прямое наблюдение заключается в том, что проводится непосредственное наблюдение за поведением покупателей в магазине. При использовании непрямого наблюдения исследуются результаты поведения, а не само поведение. Могут исследоваться вещественные доказательства отдельных событий.
Открытое наблюдение состоит в том, что людям известно о наблюдении за ними. Только присутствие наблюдателей воздействует на поведение наблюдаемых, поэтому нужно стремиться свести его к минимуму.
Данным требованиям соответствует скрытое наблюдение, когда исследуемый не знает, что за ним наблюдают.
Структурированное наблюдение применяется для проверки итогов, приобретенных иными способами, их уточнения.
Когда происходит неструктурированное наблюдение, исследователь закрепляет в изучаемом случае все виды поведения. Подобный способ нередко употребляется при проведении разведочных исследований.
Бывают случаи, когда человека-наблюдателя заменяют специализированные технические устройства. Такие изменения обусловливаются или большей правильностью, или меньшей ценой, или по конструктивным обстоятельствам. Для удачного проведения наблюдений должны выполняться условия:
1) реализовываться за сравнительно короткий период;
2) движения и явления обязаны быть доступны для слежения, проходить на публике;
3) подвергается наблюдениям такое поведение, которое респондент просто не в состоянии запомнить.