Предложения в которых упоминается "подготовительный факультет"
Деньги нам понадобятся сразу, чтобы платить за учёбу на подготовительном факультете университета.
Курс русского языка на подготовительном факультете обладает определённой спецификой: собственными целями, содержанием, методами обучения.
Однако как бы ни назывались эти центры, в организационно-методическом отношении они продолжают традиции подготовительных факультетов.
Состав профилей предвузовской подготовки на протяжении истории подготовительных факультетов несколько раз менялся.
Статус русского языка как главного учебного предмета оказывает влияние на всю организацию обучения студентов подготовительного факультета.
Одногодичное обучение на подготовительных факультетах является нормой.
Это связано с продлением сроков приёма иностранных студентов на обучение: в некоторых вузах их принимают на подготовительные факультеты вплоть до 1 января.
Так, цели обучения русскому языку на подготовительном факультете должны соответствовать конечным целям вузовского курса обучения русскому языку.
На подготовительном факультете учащиеся овладевают русским произношением в его основных чертах, русской графикой, правилами правописания.
На подготовительном факультете иностранных студентов обучают литературному (нормативному, кодифицированному) русскому языку.
Для интенсификации обучения на подготовительных факультетах существуют благоприятные условия: довольно большой объём учебных часов и высокая их концентрация.
Этими же характеристиками обладает и система обучения русскому языку как иностранному на подготовительном факультете.
С появлением подготовительных факультетов как особой формы обучения возник целый ряд проблем.
Первыми преподавателями подготовительных факультетов стали школьные учителя русского языка как родного и иностранного языка.
Была установлена низкая эффективность этого метода, его неспособность реализовать цели обучения русскому языку на подготовительном факультете.
С другой стороны, это этап стабилизации, этап создания учебных программ по русскому языку, единых для всех подготовительных факультетов.
Они конкретизировали цели обучения и в совокупности отражали практическую (речевую) направленность обучения русскому языку на подготовительном факультете.
Причина была в том, что сознательно-сопоставительный метод не всегда мог применяться в обучении на подготовительном факультете.
Вот почему любые варианты беспереводных методов обучения всегда интересовали преподавателей подготовительных факультетов.
Необходимо отметить, что отказ от перевода никогда не рассматривался преподавателями подготовительных факультетов как догма.
Таким образом, сознательно-практический метод, внедрённый в обучение на подготовительном факультете в 60-е годы, никогда не был полностью беспереводным.
Понимая это, преподаватели подготовительных факультетов в 60 — 70-е годы начали поиск методов, которые позволяли бы интенсифицировать процесс обучения.
На подготовительных факультетах создаются и внедряются аудиовизуальные курсы.
Он использовался на подготовительных факультетах, главным образом, на начальных стадиях обучения русскому языку.
С момента, когда формировались основания системы подготовительных факультетов и разрабатывались научно-методические основы предвузовской подготовки иностранных учащихся, педагогическая наука ушла вперёд, в значительной мере переосмыслен опыт прошедших лет.
Как правило, они начинают своё обучение на подготовительных факультетах — формах специальной предвузовской подготовки, где они изучают русский язык и ряд общеобразовательных предметов на русском языке, необходимых для поступления на первый курс вуза.
Предвузовская подготовка иностранных граждан может осуществляться не только на подготовительных факультетах, но и в зарубежных школах с углублённым преподаванием русского языка.
С одной стороны, обучение на подготовительных факультетах базируется на программах общеобразовательной средней школы, с другой стороны, оно направлено на определённый профиль профессиональной подготовки, и его можно рассматривать как «начальную ступень профессионального образования» (Сурыгин, 1999: 129).
Каждый преподаватель, начинающий работать на подготовительном факультете, должен, по нашему мнению, не только изучить государственный образовательный стандарт и программу курса русского языка, не только проанализировать учебники, но и познакомиться с этой книгой.
Описывая особенности организации обучения на подготовительном факультете, мы будем ссылаться, в основном, на текст первой редакции «Требований», но при этом будем учитывать и те изменения и дополнения, которые содержатся в последнем документе.
Однако уровень предметных знаний, являющийся базой для обучения в вузе определённого профиля, у многих студентов недостаточен, поэтому на подготовительных факультетах организуется обучение не только русскому языку, но и ряду общеобразовательных учебных предметов.
Это обусловлено, во-первых, тем, что общеобразовательные предметы на подготовительных факультетах преподаются на русском языке, а во-вторых, тем, что знание русского языка является важным условием адаптации иностранных студентов к новой для них социально-культурной среде: чем быстрее студенты включаются в общение на русском языке, тем безболезненнее и успешнее идёт процесс адаптации.
Предвузовская подготовка иностранных учащихся по русскому языку требует много времени, поэтому, как правило, обучение на подготовительных факультетах осуществляется в течение целого учебного года.
Поскольку русский язык для студентов подготовительных факультетов выступает не только как объект изучения, но и как средство овладения общеобразовательными учебными предметами, эти предметы вводятся с того времени, когда студенты уже овладеют основами русского языка.
Такая концентрация учебного времени приводит к тому, что занятия по русскому языку в первом семестре обучения на подготовительном факультете проводятся каждый день, а во втором семестре — 3 — 4 дня в неделю.
Курс русского языка на подготовительном факультете столь интенсивный, что новые студенты, как правило, не могут влиться в состав учебной группы, которая занимается уже более одной недели, так как они не в состоянии самостоятельно освоить материал, изученный этой группой за 30 — 36 учебных часов.
Рассмотрение организации обучения иностранных студентов на подготовительных факультетах позволяет сделать вывод о том, что обучение русскому языку является наиболее значимым компонентом предвузовской подготовки иностранных студентов.
На его основе вузовский курс обучения русскому языку как иностранному структурно делится на две части: обучение на подготовительном факультете, где русский язык является главным учебным предметом, и обучение на основных факультетах, где он становится второстепенным, обслуживающим другие учебные предметы.
Таким образом, в вузовском курсе русского языка как иностранного стали различать четыре этапа и два из них — начальный и средний — соотносить с временными рамками обучения на подготовительном факультете.
На подготовительном факультете студентов обучают, во-первых, общему для всех стилей пласту русской лексики и грамматики (иногда говорят о стилистически нейтральной лексике и грамматике), а во-вторых, элементам научного стиля (учебно-научного подстиля) и публицистического стиля речи.
Таким образом, обучение на подготовительном факультете является важным компонентом вузовского курса обучения русскому языку, начальным этапом, на котором у учащихся закладываются основы владения русским языком.
Однако обучение русскому языку как иностранному на подготовительном факультете может рассматриваться и как самостоятельная система, состоящая из ряда компонентов.
Это отрицательно сказалось на развитии методики, так как многие проблемы, вставшие перед преподавателями подготовительных факультетов в 50-е годы, в предыдущие годы не разрабатывались.
Второй этап, с одной стороны, — это время бурного развития системы обучения русскому языку как иностранному на подготовительном факультете, период творчества и экспериментирования, этап разработки собственных и заимствования зарубежных методов обучения.
Обновлённый сознательно-сопоставительный метод получил реализацию в новом поколении национально ориентированных учебников русского языка для иностранных студентов подготовительных факультетов (Баш, Бабалова, Дорофеева, 1960; Аркадьева, Огольцова и др., 1961; Захава-Некрасова, Рассудова, Рожкова, 1964; Ванеева, Вишнякова, Остапенко, 1965; Вагнер, Овсиенко, 1967; Копылова, Рамсина, 1974; Маковецкая, Трушина, 1974; Овсиенко, Скопина, 1977; Демидова, 1978; Вагнер, 1983; Арифи, Румянцева, Зотова, Яковлева, 1989).
Второе крупное направление в обучении русскому языку на подготовительном факультете в 60 — 70-е годы было связано с разработкой сознательно-практического метода обучения.
Сознательно-практический метод, появившийся в 60-е годы в противовес сознательно-сопоставительному методу, занял прочные позиции в системе обучения русскому языку как иностранному на подготовительном факультете, о чём свидетельствует и ряд научно-методических работ, построенных на принципах этого метода.
Кроме того, на положениях сознательно-практического метода базировалась методика обучения научному и газетно-публицистическому стилям речи на подготовительном факультете.
Хотя они предназначались для преподавателей зарубежных кружков и курсов русского языка, содержащиеся в них сведения были полезными и для преподавателей подготовительных факультетов.