Предложения в которых упоминается "миграционное право"
Очевидно, заслуживает поддержки «осторожный» подход автора к оценке современного состояния миграционного права, его положения как комплексного межотраслевого института, имеющего перспективу дальнейшего развития.
В лучших традициях российской правовой науки автор последовательно раскрывает структуру, «границы» и содержание субинститутов миграционного права, а также предлагает собственную концепцию его дальнейшего совершенствования.
Основной целью развития миграционного права на данном этапе является достижение максимального положительного эффекта от процессов миграции, направленного на обеспечение демографического развития, выравнивание диспропорций территориального расселения, удовлетворение потребностей регионов в трудовых ресурсах, обеспечение безопасности страны и её населения от международного терроризма и внутренних угроз, связанных с незаконной миграцией.
В связи с этим дальнейшее развитие миграционного права должно быть направлено на формирование основных понятий, ясно отражающих правовую суть регулируемых отношений.
Глава I посвящена определению места и роли миграционного права в системе российского права.
На основе анализа научной дискуссии о новых структурных подразделениях в системе российского права и классической теоретико-правовой методологии выявлены основные компоненты миграционного права, позволяющие обосновать нынешнее его состояние как комплексного межотраслевого института.
С целью подтверждения этого ключевого вывода вычленяются и обосновываются системные факторы формирования и развития миграционного права в качестве самостоятельного образования российского права, устанавливается его структурная композиция в виде основных субинститутов.
Предлагается классификация миграционных правоотношений, которая позволяет выявить многообразие миграционной сферы и сложный состав системы миграционного права.
Обоснованию авторского понимания миграционного права предшествует не только обозначение исходных понятий, имеющих принципиальное значение для исследования (например, понятие мигранта), но и определение новых.
В этом смысле сформулированная в этой главе базовая дефиниция миграционного права может способствовать дальнейшему исследованию этого правового явления.
В контексте «автономного» рассмотрения миграционного права раскрывается его источниковедческая база и определяется конкретный «набор» её составляющих, в котором, как показал анализ, представлен весь спектр имеющихся в российской правовой системе источников.
При этом динамичное нарастание правовых источников миграционного права сопровождается, с одной стороны, укреплением роли федерального закона как главного регулятора в области миграции населения, с другой стороны, сохранением высокой доли подзаконного нормотворчества.
Тем не менее, выделение новой структуры в системе права, будь то миграционное право или что-то иное, хотя такое выделение происходит субъективно, должно быть обусловлено объективными процессами, а не только ходом научного исследования.
Соглашаясь с тем, что на данном этапе миграционное право представляет собой лишь формирующуюся отрасль законодательства, разумеется, нужно иметь в виду, что ни одна отрасль законодательства не бывает и не может быть окончательно завершённой: систематически издаются новые законы, регулирующие те или иные отношения, поправки к прежним законам.
В этой связи нельзя не признать, что миграционное право и миграционное законодательство имеют специфический предмет правового регулирования — объективные миграционные процессы, присущие современному обществу.
И хотя за миграционным правом в большей мере закреплены организационные, процессуальные отношения, связанные с реализацией прав мигрантов и обеспечением государственными органами миграционной политики, в предмет миграционного права также включаются общественные отношения, которые регулируются нормами материального права, устанавливающими правовой статус отдельных категорий мигрантов.
Миграционное право, по крайней мере на данной стадии своего развития, не обладает своеобразными методом и механизмом правового регулирования.
Это и может содействовать формированию особой отрасли миграционного права.
Сейчас нельзя обнаружить и специфический для отрасли «миграционное право» механизм регулирования — особое сцепление норм, правоотношений, индивидуальных актов, в котором проявляются особенности метода в действии.
Миграционное право не имеет собственных средств охраны и защиты регулируемых отношений.
Не представляется возможным отнести миграционное право и к разряду подотраслей (например, по аналогии с избирательным правом в отрасли «конституционное право»).
Полагаем, в настоящее время миграционное право, несмотря на объективную важность миграционных процессов в условиях глобализации, нельзя признать комплексной отраслью права.
Комплексные межотраслевые институты как раз и находят своё объективное выражение в комплексных правовых актах, характерных для миграционного права.
По своей структуре миграционное право представляет собой своеобразный комплекс норм: это нормы конституционного, административного, административно-деликтного, финансового, уголовного права, права социального обеспечения.
Вместе с тем, будучи включёнными в миграционное право, нормы данных отраслей вступают в особые связи и отношения со специальными нормами миграционного права и, следовательно, отчасти изменяют свой характер по содержанию.
В данном качестве они становятся нормами миграционного права.
С одной стороны, они не перестают быть институтами базовой отрасли права, откуда они вошли в миграционное право.
Миграционное право — формирующийся институт.
Как уже отмечалось, субинститут правового статуса мигранта — уже другой, чем институт правового статуса человека и гражданина в конституционном праве; субинститут ответственности в миграционном праве — иной, чем институт ответственности в административном праве.
Вместе с тем возникают собственные структурные подразделения миграционного права, например субинститут миграционного учёта.
Именно они определяют его будущее, роль, «весомость» в системе регулирования миграционных отношений, перерастание миграционного законодательства в стройную отраслевую систему миграционного права.
Пока формирование собственных подразделений миграционного права встречает значительные объективные и субъективные сложности.
Применительно к миграционному праву необходимо отметить следующее.
Вряд ли только на основе межотраслевых комплексных институтов может сложиться совершенно новая отрасль миграционного права.
Более того, исследования миграционного права убеждают: рассмотрение этого комплексного образования лишь в качестве подразделения административного права недостаточно.
Первая их особенность состоит в том, что они складываются на основании норм миграционного права.
Это главный критерий отличия правоотношений друг от друга, однако, учитывая комплексную природу миграционного права, он не всегда позволяет отграничить одни правоотношения от других.
Второй особенностью выступает особый характер субъектов миграционного права, являясь дополнительным критерием отраслевого обособления миграционных правоотношений.
На практике они представляют коллективных субъектов права, и, в частности, именно они будут нести ответственность за нарушение норм миграционного права (например, за нарушение порядка оформления документов на право пребывания, проживания и передвижения иностранных граждан или за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учёта).
Нормы миграционного права связывают возникновение, изменение и прекращение миграционных правоотношений с определёнными условиями — юридическими фактами.
Многообразие миграционной сферы, сложный характер системы миграционного права обусловливают и разнообразие миграционных правоотношений.
Правоохранительные связаны с правовой защитой норм миграционного права.
Это не только придаст стабильность миграционным отношениям, но и в целом способствует укреплению миграционного права как структурному подразделению в системе права.
Понятие источника миграционного права базируется на общепринятом понятии источника права в юридическом смысле — как формы выражения права, содержащей нормы, обязательные к исполнению.
Учитывая специфику миграционных отношений, напрямую связанных с обеспечением прав человека и гражданина, в системе источников миграционного права наиболее велика роль законодательных актов.
В то же время следует признать, что в закон не является единственным источником миграционного права.
При этом закрепление миграционной нормы в акте того или иного вида источника совсем не произвольно, а обусловлено рядом объективных факторов, касающихся определения территориального масштаба её действия, установленным порядком разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, принимающих акты, которые содержат нормы миграционного права, возможностями дальнейшего применения норм и др.
Особенностью миграционного права, характеризующей его как перспективный институт в системе российского права, является разнообразие и динамичное нарастание количества его источников.
Однако в миграционном праве этот фактор наиболее ощутим.
Заметное влияние международных правовых актов на содержание источников миграционного права объясняется ещё и достаточно поздним в нашей стране (по сравнению со многими другими странами) формированием миграционного законодательства.