Вы здесь

Значение слова "Черепановы"

Черепановы — Ефим Алексеевич ЧЕРЕПАХИ — отряд пресмыкающихся. Имеют(исключая кожистую черепаху) костный панцирь, срастающийся с позвонками иребрами. 12 семейств, в т. ч. пресноводные черепахи, сухопутные черепахи, морские и др.. ок. 230 видов. Обитают преимущественно в степях и пустынях, в пресных водоемах и морях. Яйца откладывают на суше. Мясо и яйцанекоторых видов употребляют в пищу. роговые щитки панциря морской черепахиидут на различные поделки. 22 вида в Красной книге Международного союзаохраны природы и природных ресурсов.


российские изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых:отец Ефим Алексеевич (1774-1842) и сын Мирон Ефимович (1803-49). Построилипервый в России паровоз (1833-34) и железную дорогу длиной 3,5 км.

Источник: Энциклопедический словарь.

Черепановы — Ефим Алексеевич [1774, Выйский завод, — 15(27).6.1842, Нижний Тагил] и Мирон Ефимович [1803, Выйский завод, — 5(17).10.1849, Нижний Тагил], русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых. Ефим Ч. и его жена получили вольную в 1833, Мирон Ч. и его жена — в 1836. В 1810-х гг. Ефим Ч. создал машиностроительный завод (Выйское механическое заведение), оснащенный полным комплексом металлорежущих станков, часть которых имела оригинальную конструкцию (особенно винторезные, зуборезный и продольно-строгальный). Ефим Ч. с 1822 и до конца жизни работал главным механиком всех нижнетагильских заводов, Мирон Ч. вначале учился у отца, а в 1819 был назначен его помощником. после смерти отца — заменил его.

Ч. усовершенствовали оборудование доменного, железоделательного, медеплавильного, лесопильного, мукомольного и золотодобывающего производств. Наиболее интересна деятельность Ч. по постройке паровых машин, которые они настойчиво внедряли в производство. Всего начиная с 1820 Ч. было построено около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л. с. В 1833-34 они создали первый в России паровоз, а в 1835 — второй (более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи. Чугунная рельсовая дорога была проложена от Выйского завода до Медного рудника. Однако, несмотря на успешную работу паровозов, нововведение Ч. не было поддержано и паровозы заменили конной тягой. В таком виде дорога работала ещё в начале 20 в.

Лит.: Виргинский В. С., Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых, М., 1956. Загорский Ф. Н., Очерки по истории металлорежущих станков до середины XIX века, М.- Л., 1960.

Ф. Н. Загорский.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.