Вы здесь

Значение слова "Чербери"

Чербери — (Херберт Чербери) (Herber Cherbury) Эдуард (1583-1648) — лорд, английский религиозный философ и политический деятель, основоположниканглийского деизма. Отстаивал идею т. н. естественной религии, источниккоторой усматривал в естественном разуме.

Источник: Энциклопедический словарь.

Чербери (лорд Герберт Cherbury, 1582-1648) — английский философ. оставил любопытную автобиографию, найденную Орасом Вальполем и изданную в 1764 г. Автобиография заканчивается 1624-м годом. в эдинбургском издании ее (1809) добавлен рассказ о последних 24 годах жизни Ч. Вальполь не без основания видит в Ч. сходство с Дон-Кихотом и Платоном. Будучи хорошо образованным человеком, с большой семьей, с прекрасным положением в свете, Ч. ведет жизнь странствующего по Европе авантюриста и Дон Жуана. участвует в походах, но ищет на войне лишь удовлетворения мелкого тщеславия. В своей автобиографии он с большим самодовольством описывает свои любовные похождения и многочисленные поединки. С 1619 по 1624 г. Ч. был посланником в Париже. Здесь он написал большую часть своей книги "De veritate" и прочел ее Гроцию и теологу Тилению, которые советовали Ч. напечатать его произведение, что он и сделал в 1624 г. Жизнь Ч. по возвращении в Англию недостаточно хорошо известна. Он был дружен с Гассенди. Хотя Ч. жил одновременно с Бэконом и встречался с ним при дворе, но ни Бэкон не упоминает о Ч., ни Ч. о Бэконе. К Бэкону Ч. должен был относиться враждебно. у них есть общие антипатии (к схоластике, к авторитету в сфере знания), но нет общих симпатий. Из автобиографии Ч. мы узнаем, что он весьма ценил сочинения Парацельса, Телезио и Патрици, но влияние их на Ч. не заметно. Ч. написал еще "De causis errorum", "De religione gentilium errorumque apud eos causis" и очерк истории Генриха VIII. Коренной пункт учения Чербери состоит в отрицании воззрения на душу человека и в особенности на разум, как на неисписанную доску (tabula rasa). Человеческое сознание имеет свое собственное содержание, не заимствованное из опыта. Высший принцип познания Ч. находит в истине. истина вечна, всеобща и самоочевидна. истин столько, сколько различий в предметах. различия в предметах познаются врожденными человеческой душе способностями. в основе всех истин лежит одна — истина разума. Ч. признает четыре вида истины: истину предметную, истину явления, истину представления и истину разума, устанавливающую гармонию всех остальных видов. Душа сама в себе заключает в возможности истину, которая развивается под влиянием разнообразных условий. Таким образом, у Ч. ясно выражена идея априорного знания, которому Ч. приписывает признаки всеобщности и необходимости, почти в том же значении, какое впоследствии придал им Кант. Истина вложена в человеческую душу Божеством. она есть эманация Божества. Метафизическая теория Ч. дополняется психологическим анализом душевных способностей. этот анализ проведен с большой подробностью в книге "De causis errorum", в которой рассматриваются условия четырех видов истины и вместе с тем отклонения от них. На заглавном листке книги поясняется смысл ее: rectum index sui et obliqui (в истине указание на себя и на ложь). это изречение очень напоминает выражение Спинозы "verum est index sui et falsi". Весьма вероятно, что Спиноза был знаком с сочинениями Ч. Интересы Ч. — не исключительно философские. его волновали вопросы религиозные, и он старается обосновать религиозные положения чисто рациональным путем. В приложении к книге "De causis errorum" мы находим доказательство всеобщности следующих положений: бытия Бога, необходимости богопочитания, необходимости добродетели, необходимости покаяния, веры в бессмертие и воздаяние по заслугам. Несмотря на очевидную религиозность Ч., его, как рационалиста, впоследствии стали обвинять в атеизме. Кортольд в 1680 г. издал в Киле книгу под заглавием " De tribus impostoribus" (Ч., Гоббс и Спиноза). Эта книга дала повод к ошибочному обвинению Ч. в том, что он — автор знаменитой в средние века книги "De tribus impostoribus". Локк, в первой книге своего сочинения "О разумении", подробно опровергает учение о врожденных идеях, причем имеет постоянно в виду Ч. См. Ch. R&eacute.musat, "Lord Herbert de Cherbury, sa vie et ses oeuvres" (Париж, 1874).

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Чербери — Херберт Чербери (Herbert Cherbury) Эдуард (3.3.1583, Эйтон-он-Северн, Уэльс, — 20.8.1648, Лондон), лорд, английский философ, поэт и политический деятель, посол во Франции. В период гражданской войны сторонник парламентской оппозиции. Основоположник английского Деизма в форме т. н. естественной религии, источник которой усматривал не в откровении, а во врождённом разумном начале. Основные принципы естественной религии сводятся у Ч. к пяти: есть высшее существо. его следует почитать. лучшее его почитание — добродетель и благочестие. преступления и проступки должны искупаться раскаянием. существует воздаяние в загробной жизни. Умеренный деизм Ч. встретил резкую реакцию теологов. Учение Ч. о познании основывается на признании им врожденных идей. Взгляды Ч. критиковали Дж. Локк и П. Гассенди.

Соч.: Tractatus de veritate, [P.], 1624. De causis errorum, pt 1-3, L., 1645. De religione gentilium, Arnst., 1663. The life of Е. Н. of Cherbury, written by himself, Strawberry Hill, 1764. A dialogue between a tutor and his pupil, L., 1768.

Лит.: Мееровский Б. В., У истоков английского деизма, в сб: Вопросы научного атеизма, в. 12, М., 1971. R_emusat Ch. de, Lord H. de Cherbury, sa vie et ses oeuvres, P., 1874. Gьttler C., Е. Lord H. von Cherbury, Mьnch., 1897. Scholz H., Die Religionsphilosophie des H. von Cherbury, Giessen, 1914. Rossi М. M., La vita, le opere, i tempi di Е. Herbert di Cherbury, v. 1-3, Firenze, 1947.

Б. Э. Быховский.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.