Вы здесь

Значение слова "Чапек"

Чапек — (Capek) Карел (1890-1938) — чешский писатель. Социально-фантастические произведения в духе антиутопии: пьесы «R. U. R.»(1920), «Средство Макропулоса» (1922), романы «Фабрика Абсолюта» (1922),»Кракатит» (1924) о катастрофической опасности дегуманизирующих тенденцийцивилизации (в т. ч. научно-технического прогресса). в романе «Война ссаламандрами» (1936), повести «Первая спасательная» (1937), пьесах «Белаяболезнь» (1937), «Мать» (1938) — сатирическое обличение милитаризма, фашистских расовых теорий. Рассказы, в т. ч. детективно-юмористическаякнига «Апокрифы» (1932). Очерки.

Источник: Энциклопедический словарь.

Чапек (Фридрих Czapek) — чешский ботаник, доктор медицины и философии. Родился в Праге в 1868 г. Главные работы Ч. посвящены геотропизму. Примыкая в своих исследованиях к работам Цесельского и Дарвина, Ч. собрал много любопытных данных относительно разделения труда между "чувствующей" зоной верхушки корня, которая воспринимает геотропические раздражения, и его "двигательной" зоной, производящей геотропические изгибы ("Untersuchungen über Geotropismus", 1 894, 1895, 1898). Он работал также над изучением самого механизма восприятия геотропических раздражений ("Ueber den Vorgang der geotropischen Reizperception in der Wurzelspitze"). над вопросом о том, какие химические процессы происходят в геотропически-раздраженных верхушках корней ("Chemische Vorg ä nge in geotropisch-gezeizten Wurzelspitzen", 1897 и 1902) и проч. Эти работы, несмотря на интерес сообщаемых в них фактов, часто вызывали упреки в недостаточно критическом отношении автора к тем выводам, которые могут быть сделаны из наблюденных фактов. Этих упреков не избежал, между прочим, и главный экспериментальный метод Ч. для доказательства обособленности чувствующей и двигательной зон в верхушке корня — метод надевания на верхушку изогнутых под прямым углом стеклянных колпачков. Из остальных работ Ч. следует упомянуть исследования над выделениями корней ("Untersuchungen ü ber Wurzelausscheidungen", 1895) и изучение так называемых реакций на лигнин ("Ueber die sogennanten Ligninreactionen", 1899). С 1896 г. Ч. состоит профессором Немецкой высшей технической школы в Праге.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Чапек — Чапек (&#x10C.apek)

Йосеф (23.3.1887, Гронов, — апрель 1945, концлагерь Берген-Бельзен, Германия), чешский живописец, график, писатель, антифашист. Представитель прогрессивного направления в чешском искусстве. Учился в Художественно-промышленной школе в Праге и в Париже. Печататься начал с 1907 вместе с братом К. Чапеком. В 1910-20-е гг. сотрудничал в прогрессивных газетах и журналах, писал критические статьи, фельетоны, выполнял карикатуры для газеты

«Народные новости» (Брно). В области изобразительных искусств в поисках выразительности и простоты средств обращался к отдельным приёмам кубизма, фовизма и примитивизма. В живописных композициях отражал жизнь городской бедноты («Человек с мешком», 1926, Национальная галерея, Прага).

Выполнял лаконичные по форме иллюстрации (рисунки, литографии, линогравюры) к произведениям чешских писателей, в т. ч. к романам К. Чапека «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) и др., к собственным произведениям

(«Повесть о собачке и кошечке», 1929). Черты мягкой иронии и гротеска сменяются в творчестве Ч. драматической экспрессией — живописные циклы «Огонь» и «Мечта» (1938-39, Национальная галерея, Прага), отражающие в обобщённо-символической форме народные страдания в период фашистской диктатуры. проникнутые страстным гневом серии антифашистских карикатур.

Соч.: Stнn kapradнny…, Praha, 1930. Um&#x11B.nн p&#x159.нrodnнch nбrod&#x16F., Praha, 1938. O sob&#x11B., Praha, 1958.

Лит.: Pe&#x10D.нrka J., J. &#x10C.apek, Praha, 1961. Thiele V., J. &#x10C.apek a kniha, Praha, 1958. Halнk M., SIavнk J., Bojovnй dнlo J. &#x10C.apka, Hradec Krбlovй, 1964.


Чапек — Чапек (&#x10C.apek)

Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, — 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908-13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918. «Сияющие глубины», 1916)

написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события 1-й мировой войны 1914-18 определили напряжённые поиски Ч. критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов «Распятие» (1917),

«Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о «множественности» истин («каждый прав по-своему»). Не принимая революционную борьбу, Ч. склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия

«Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд». Ч. мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Ч. принесли социально-фантастические произведения (драмы «R. U. R.», 1920, — о восстании роботов. слово «робот» придумано Ч.. «Средство Макропулоса», 1922. романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924).

Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер иронической и сатирической утопий — предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч. порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 20-х гг. Ч. создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. Ч. сближается с Т. Г. Масариком. с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Ч. временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов. пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба — 1929).

Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932).

Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933),

«Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе — 1934). Перед угрозой новой военной опасности Ч. приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Ч. — роман

«Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала

«цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Ч. «Мать» (1938).

Переживания Ч. в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч.: загородный дом-музей

«На стржи» и мемориальный музей на родине писателя.

Соч.: Spisy br. &#x10C.apk&#x16F., sv. I-51, Praha, 1928-49. Dнlo br. &#x10C.apk&#x16F., sv. 1-26, Praha, 1954-71. Vэbor z dнla K. &#x10C.apka, sv. 1-10, Praha, 1972-74: в рус. пер. — Собр. соч. [Предисл. Б. Л. Сучкова], т. 1-7, М., 1974- 1977. Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т. 1-5, М., 1958-59. Избр., М., 1950. Об искусстве, Л., 1969.

Лит.: Шевчук В. I., Карел Чапек. Антифашистськi твори, Ки&#x457.в, 1958: Малевич О., Карел Чапек. Критико-биографический очерк, М., 1968. Никольский С. В., Роман К. Чапека «Война с саламандрами», М., 1968. его же, Карел Чапек — фантаст и сатирик, М., 1973. Бернштейн И. А., К. Чапек. Творческий путь, М., 1969. Волков А. Р., Драматургiя К. Чапека, Львiв, 1972. Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного прочтения,

«Знамя», 1974, №6- 7. Muka&#x159.ovskэ J., Kapitoly z &#x10D.eskй poetiky, sv. 2, Praha, 1948, s. 325-400. Harkins W. E., Karel &#x10C.apek, N. Y.-L., 1962. Janaszek-Jwani&#x10D.kovб H., Karol &#x10C.apek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962. Matu

&scaron.ka A., &#x10C.lovek proti zkбze. Pckus о Karla &#x10C.apka, Praha, 1963.

С. В. Никольский.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.