Федин — Константин Александрович (1892-1977) — русский писатель, академик АНСССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Принадлежал к»Серапионовым братьям». Романы, в т. ч. «Города и годы» (1924), «Братья»(1927-28). трилогия «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето»(1947-48. за оба романа — Государственная премия СССР, 1949), «Костер»(кн. 1-2, 1961-65) — попытка осмыслить революцию как высшую правду, лишь впроцессе приобщения к которой возможно духовное и нравственное возмужаниерусской интеллигенции. Книги «Писатель, искусство, время» (1957), «Горькийсреди нас» (1941-68). 1-й секретарь Союза писателей СССР (1959-71),председатель правления Союза писателей СССР (с 1971).
Источник: Энциклопедический словарь.
Федин — Константин Александрович [12(24).2.1892, Саратов, — 15.7. 1977, Москва], русский советский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Член-корреспондент Германской академии искусств (1958). Родился в мещанской семье. Детство и юность провёл в Саратове. Окончил Московский коммерческий институт (1914). Начало 1-й мировой войны 1914-18 застало и задержало Ф. в Германии. Вернувшись в 1918, Ф. редактировал в Сызрани местную газету (1919), во время Гражданской войны — газету 7-й армии. С 1921 участник литературной группы
«Серапионовы братья». Ранние литературные опыты Ф. опубликовал в 1913-14. Первая книга — сборник рассказов «Пустырь» (1923). Роман «Города и годы» (1924: одноименный фильм, 1930 и 1973) — о путях интеллигенции в революции и Гражданской войне. Революционная воля олицетворена здесь в образе
«железного» большевика, который вершит над героем романа, растерянным и бездействующим интеллигентом, исторический суд. Усложнённая композиция романа соответствует духу бурного времени и напряжённости раздумий писателя, который ищет пути к новому пониманию гуманизма. В 1925-26 опубликовал рассказы и повести о крестьянстве
(«Утро в Вяжном», «Трансвааль», «Мужики»), в 1927-28 — роман «Братья», в котором раскрыто единство национального и нового, революционного искусства, поставлена проблема борьбы за это искусство. Романы «Похищение Европы»
(кн. 1-2, 1933-35) и «Санаторий «Арктур»» (1940) посвящены критике политических и нравственных устоев буржуазного мира.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 Ф. написал пьесу «Испытание чувств» (1942), рассказы-очерки, вошедшие в циклы «Несколько населённых пунктов» (1943) и «Свидание с Ленинградом» (1944). Начал работать над трилогией
«Первые радости» (1945. одноименный фильм, 1956), «Необыкновенное лето» (1947-48. одноименный фильм, 1956. за оба романа Государственная премия СССР, 1949), «Костёр» (кн. 1-2, 1961-65). В этих романах — история становления рус. революционного характера, идея закономерности революционного обновления рус. общества. Роман
«Первые радости», действие которого начинается в 1910, проникнут ожиданием резкой спасительной перемены. его многогранное содержание объединено мыслью о том, что только борьба за переустройство мира формирует внутренне значительную, цельную личность. События
«Необыкновенного лета» развёртываются на Волге в 1919. Крупным планом даны образы большевиков, рабочего и интеллигента, как руководителей мощного исторического движения, людей, чей богатый внутренний мир находится в согласии с небывалыми общественными задачами. Показаны судьбы старой художественной интеллигенции, которая, освобождаясь от кастовой замкнутости, находит путь к новой России. В
«Необыкновенном лете», как и в романе «Костёр», действие которого развёртывается в годы Великой Отечественной войны 1941-45, широко введён историко-публицистический материал. В книге «Писатель, искусство, время» (1957. доп. изд. 1961) Ф. рисует портреты как своих современников (в т. ч. М. Горького, С. Цвейга, Р. Роллана, Л. Франка), так и писателей прошлого, размышляет о писательском труде, о мастерстве. В мемуарной книге
«Горький среди нас» (1941-68) передан характер литературно-общественной жизни 20-х гг., созданы художественные портреты Горького, А. Блока, Ф. Сологуба, А. Ремизова, Вс. Иванова, Н. Тихонова, М. Зощенко и др.
Сочетание эпической изобразительности с лирикой и сатирой, конкретности деталей с философскими раздумьями — эти особенности произведений Ф. связаны с его общим отношением к искусству как к творческой силе, которая в процессе многостороннего отражения жизни осознаёт и проверяет свои пути и задачи.
«Человечность нового мира» — ведущая идея творчества Ф., верность которой рассматривается им как верность писателя своему призванию. Произведения Ф. переведены на языки народов СССР и многие иностранные. языки.
Ф. — первый секретарь (1959-71) и председатель правления (с 1971) СП СССР. Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями, а также 2 орденами ГДР.
Соч.: Собр. соч., т. 1-10, М., 1969-73.
Лит.: Брайнина Б., Константин Федин. Очерк жизни и творчества, 5 изд., М., 1962. Бугаенко П.. Мастерство Константина Федина, Саратов. 1959. Заградка М., О художественном стиле романов Константина Федина, Прага, 1962. Творчество Константина Федина. Статьи. Сообщения. Документальные материалы. Встречи с Фединым. Библиография, М., 1966. Кузнецов Н. И., Константин Федин. Очерк творчества, М., 1969. Оклянский Ю., Константин Федин. Встречи с мастером, М., 1974. Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 5, М., 1968.
Б. Я. Брайнина.
К. А. Федин.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.