Фарель (Guillaume Farel, 1489—1565) — известный французский реформатор. Род. в Дофинэ. происходил из богатой дворянской семьи. Вопреки желанию отца, хотевшего отдать его в военную службу, Ф. много работал над своим образованием. Приехав для продолжения своего образования в Париж, сделался учителем в коллеже. В это время Ф. был еще фанатически предан католицизму, но чтение Библии породило в нем некоторые сомнения. Он принялся за изучение греческого и еврейского языков, чтобы познакомиться с Св. Писанием в оригинале, и вскоре совсем отпал от католицизма. На него донесли Сорбонне и парламенту, и в 1521 г. он бежал в Mo к епископу Брисонне, покровительствовавшему протестантам. Здесь он с таким пылом стал проповедовать против католиков, что епископ должен был удалить его. Он отправился в Базель (1524), где публично защищал 13 тезисов против католиков. В Базеле он подружился с Эколампадием, но не сошелся с Эразмом. хладнокровие, нерешительность и осторожность последнего возмущали Ф., и он называл его Валаамом. Эразм соединился с противниками Реформации и добился изгнания Ф., который отправился сначала в Цюрих и Берн, где познакомился с Цвингли, а затем в Страсбург, где подружился с Буцером и Капитоном. По совету Эколампадия он поехал в Монбельяр, где собрал вокруг себя много последователей, но на католиков обрушивался с такой яростью, что вынужден был ими оставить Монбельяр. В 1528 г. ввел у себя реформацию Берн, а вслед за ним и другие города, при деятельном участии Ф., не раз подвергавшего опасности свою жизнь. В это время Ф. следовал учению Цвингли. В 1532 г. Ф. был послан делегатом на синод, собранный пьемонтскими вальденсами в целях соединения с реформированною церковью. На возвратном пути он остановился в Женеве и проповедью привлек к себе много народа. Католики предложили ему диспут, но на диспуте дело дошло до драки, и Ф. принужден был удалиться из города, но в 1534 г. вновь явился туда с рекомендательным письмом от Бернской сеньории. Женевские граждане, только что освободившиеся от притязаний епископа и герцога Савойского (см.), особенно дорожили союзом с Берном. Ф. искусно воспользовался раздражением против католического духовенства, которое подозревали в замыслах против свободы города, и дело Реформации быстро пошло вперед. Католики выставили против реформаторов доминиканца Фюрбити, прибегали даже к вооруженной силе, но должны были уступить и удалились в Лозанну и Фрейбург, а неудачное покушение на жизнь Ф., Фромана и Вире только увеличило их популярность в народе. Надо было поскорее организовать женевскую церковь ввиду бурного, насильственного характера Реформации. Городской совет в 1536 г. отменил католицизм и ввел богослужение, принятое в Берне и Цюрихе (как раз в это время Берн спас Женеву от нового нападения герцога Савойского). Ф. занялся выработкой церковного исповедания (Confessio helvetica), где ставил церковь в зависимость от светской власти и в отлучении видел только "дружеское исправление", не придавая ему еще того характера, который оно получило у Кальвина. Человек борьбы, Ф. не обладал организаторскими способностями, и реформированная женевская церковь находилась в полной анархии. Летом того же 1536 г. через Женеву по дороге в Германию проезжал Кальвин. Уже знакомый с его "Institutio religionis christianae", Ф. сразу оценил его и как организатора и упросил его остаться в Женеве и заняться устройством церкви. Кальвин согласился и вместе с Ф. предложил городскому совету свой проект — так называемые Articles de 1537 (см. соотв. ст.). Вслед за тем были составлены катехизис и исповедание, последнее — Фарелем. Хотя Ф. и высказывал в исповедании свой умеренный взгляд на отлучение, но в общем он подчинился ригористическим стремлениям Кальвина и его учению о независимости церкви от государства. Применение программы Кальвина вызвало в Женеве оппозицию, и после победы партии "либертинов" на выборах 1538 г. дело дошло до изгнания обоих реформаторов. В 1540 г. приверженцы Кальвина и Ф., гиллермены (Guillermins, от имени Ф., Guillaume), призвали Кальвина обратно (см.). Ф. в 1538 г. сначала последовал за Кальвином в Страсбург, затем отправился в Невшатель, чтобы вывести тамошнюю церковь из состояния анархии. После долгой борьбы ему удалось в 1542 г. настоять на организации церкви в духе Кальвина. Из Невшателя Ф. отправился в Мец по приглашению тамошних протестантов, но монахи добились запрещения его проповедей и изгнания его самого. Когда Ф. снова приехал в Мец и возобновил проповедь, на протестантов напал с войском герцог Клод де Гиз. В схватке Фарель был ранен и спасся от смерти только тем, что спрятался в повозку прокаженного. В 1543 г. Ф. вернулся в Невшатель, принял должность пастора и оставался здесь до самой смерти. Только изредка он ездил в Мец, Дофинэ и Женеву да два раза был в Германии, прося у протестантских князей защиты для вальденсов и французских протестантов. В одну из своих поездок в Женеву (1553) Ф. присутствовал при сожжении Сервета, которого тщетно уговаривал признать догмат троичности. В 1558 г., несмотря на свой преклонный возраст, он вступил в брак с молодой девушкой Марией Toрель. Незадолго до смерти, в 1564 году, ездил в Женеву в последний раз, чтобы проститься с умиравшим Кальвином. Ф. был широко образованный человек, но не годился для роли теоретика Реформации. Это был прежде всего человек действия, мало интересовавшийся богословскими тонкостями. В Реформации он видел возвращение к религии более истинной и простой, более доступной и понятной, чем сложная совокупность догматов и обрядов католицизма. Всегда готовый к борьбе, миссионер по призванию, он был плохим руководителем и сам сознавал это. Зато неутомимость в трудах, редкое мужество, энергия и настойчивость делали из него сильного борца за торжество кальвинизма. Его проповеди сильно действовали на народ и привлекали массу последователей. Ф. обладал тем самым народным красноречием, в котором крылась тайна успеха Лютера. Он импровизировал свои речи, и мы можем судить о них только по рассказам. Как писатель он был мало замечателен. Он издал много брошюр, но все они написаны по тому или иному случайному поводу и не имеют теологического значения. Ср. Choupart, "Histoire de Guillaume Farel". Kirchhofer, "Das Lebe n Wilhelms Farels" (Цюрих, 1831). Schmidt, "Etudes sur Farel" (Страсбург, 1834). Mignet, "Etablissement de la R é.forme à. Genè. ve" (в "Notices et m é. moires historiques", П., 1835). Chenevi è.re, "Farel, Froment, Viret, ré.formateurs ré.ligieux au XVI siè. cle" (Женева, 1836). Haag, "La France protestante" (Пар., 1855). Schmidt, "Wilhelm Farel und Peter Viret" (Эльберф., 1860). Goguel, "Histoire de Guillaume Farel" (Невшатель, 1873). Виппер, "Церковь и государство в Женеве XVI в." и другие сочинения о Кальвине, по истории Швейцарии и истории Реформации. В. Б.
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.