Фараби — (аль-Фараби) Абу Наср ибн Мухаммед (870-950) — философ,ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточногоаристотелизма, переплетающегося у Фараби с неоплатонизмом. прозвище»Второй учитель» — т. е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал.Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: «Геммы премудрости»,»Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат оклассификации наук, «Большая книга о музыке».
Источник: Энциклопедический словарь.
Фараби — аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб, — 950, Дамаск), философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. В основе философии Ф. — сочетание аристотелизма с неоплатоническим учением об эманации, божество
(«необходимо-сущее само по себе») производит в вечности мир («необходимо-сущее благодаря другому») через последовательный ряд истечений (эманаций), начинающийся космическими «интеллектами», каждый из которых соответствует определённой небесной сфере. цепь этих
«интеллектов» замыкается «активным интеллектом», который управляет процессами, происходящими в подлунном мире — мире возникновения и уничтожения. соединение с «активным интеллектом» — предельная цель человеческого знания.
В социально-этических трактатах Ф. развивал учение о «добродетельном городе», руководимом правителем-философом, выступающим одновременно и как имам, предводитель религиозной общины, передающий широкой публике в образно-символической форме получаемые им от
«активного интеллекта» истины. Идеальному социально-политическому устройству Ф. противопоставлял «невежественные города», воплощающие отрицательные нравственные качества. Ф. — автор комментариев к сочинению Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель»)
и Платона. «Большой трактат о музыке» Ф. — важнейший источник сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.
Соч. в рус. пер.: Философские трактаты, А.-А., 1970. Математические трактаты, А.-А., 1972. Социально-этические трактаты, А.-А., 1973. Логические трактаты, А.-А., 1975. О разуме и науке, А.-А., 1975.
Лит.: Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х., Ал-Фараби в истории культуры, М., 1975. Хайруллаев М. М., Фараби, эпоха и учение, Таш., 1975 (лит.). Madkour J., La place d&rsquo.al-Farabi dans l&rsquo.ecole philosophique musulmane. P., 1934.
А. В. Сахадеев.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.