Вы здесь

Значение слова "Фаворский"

Фаворский — Алексей Евграфович (1860-1945) — российский химик-органик,создатель научной школы, академик АН СССР (1929), Герой СоциалистическогоТруда (1945). Основополагающие исследования по химии производныхацетилена, циклических углеводородов. Труды Фаворского послужилитеоретической основой для создания ряда важнейших производств, в т. ч.синтетического каучука. Государственная премия СССР (1941).


Владимир Андреевич (1886-1964) — российский график и живописец,народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962).Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральныйхудожник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина ияркость образов, высокое мастерство использования выразительныхвозможностей ксилографии («Достоевский», 1929. иллюстрации к «Слову ополку Игореве», изд. 1954, а также к «Борису Годунову», 1955, и «Маленькимтрагедиям», изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская премия (1962).
Олег Николаевич (р. 1929) — российский ученый, академик РАН(1991. академик АН СССР с 1990). Труды по теплотехнике энергетическихустановок. Ленинская премия (1987).

Источник: Энциклопедический словарь.

Фаворский — см. Кахаля-Фаворского…

Источник: Словарь медицинских терминов.

Фаворский (Алексей Евграфович) — химик. род. в 1860 г. Среднее образование получил в Нижегородской и Вологодской гимназиях. В 1878 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета в Имп. СПб. унив., где и окончил курс со степенью кандидата в 1882 г. Будучи студентом 4-го курса и по окончании курса работал в химической лаборатории унив. в отделении А. М. Бутлерова. В 1883 г. поступил лаборантом в 1-е спб. реальное училище, продолжая работать в университетской лаборатории. В 1886 г. занял место лаборанта при технической лаборатории унив. В 1891 г. защитил диссертацию на степень магистра химии, и в том же году физико-математическим факультетом поручено ему чтение аналитической химии в качестве прив.-доцента. В 1895 г. защитил диссертацию на степень доктора химии и в 1896 г. занял в СПб. унив. кафедру технологии и технической химии. За время своей ученой деятельности напечатал ряд работ по исследованию изомерных превращений в рядах непредельных углеводородов, за которые Русским физико-хим. обществом удостоен премии имени H. H. Соколова. Под руководством Ф. в его лаборатории сделано его учениками 29 научных работ. Ученые труды Ф. напечатаны в "Журнале Русского физико-химического общества" (с 1901 г. Ф. состоит редактором этого журнала): "Изомеризация однозамещенных ацетиленов при нагревании со спиртовой щелочью" (XIX, 414. на нем. языке в "Journal f &uuml.r practische Chemie", 37, 382). "Изомеризация двузамещенных ацетиленов и диметилаллена под влиянием металлического натрия и синтез ацетиленкарбоновых кислот" (XIX, 553. на нем. языке, там же, 37, 417). "Действие металлического натрия на этилпропилацетилен" (XX, 445). "Действие спиртовой щелочи на аллилен" (XX, 518. то же на нем. яз., там же, 37, 531). "О диметилацетилене и его тетрабромюре" (XXII, 43. на нем. языке, там же, 42, 143). вместе с К. И. Дебу: "О геометрической изомерии бромопроизводных псевдобутилена" (XXII, 436. пер. на нем. яз., там же, 42,149). "Действие спиртовой щелочи на аллен и диэтиленовые углеводороды" (XXIII, 290. на нем. языке, там же, 44, 229). вместе с К. А. Красуским: "Действие спиртовой щелочи на дипропаргил" (XXIII, 303. на нем. языке, там же, 44, 229). "Исследование изомерных превращений в рядах карбонильных соединений, охлоренных спиртов и галоидозамещенных окисей" (XXVI, 559, XXII, 8. на нем. яз., там же, 51, 533) и др.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Фаворский — Алексей Евграфович [20.2(3.3).1860, Павлово, ныне Горьковской области, — 8.8.1945, Ленинград], советский химик-органик, академик АН СССР (1929. член-корреспондент 1922), Герой Социалистического Труда (1945). В 1882 окончил Петербургский университет, где работал у Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. С 1896 профессор Петербургского (Ленинградского) университета, работал также в Ленинградском химико-технологическом институте и в АН СССР, где был первым директором (1934-38) созданного по его инициативе института органической химии. Основные труды в области химии ненасыщенных органических соединений. Первые работы Ф. положили начало теоретическим исследованиям в области изомерных превращений органических соединений, привели к синтезу новых углеводородов с тройной связью, а также к открытию способа получения виниловых эфиров. Изомерные превращения органических соединений Ф. рассматривал в свете представлений о взаимном влиянии атомов и радикалов, входящих в состав молекулы, конкретизируя и развивая соответствующие идеи Бутлерова и В. В. Марковникова. В 1900-05, изучая конденсацию ацетиленовых углеводородов с кетонами под влиянием едкого кали, Ф. открыл новый метод синтеза третичных ацетиленовых спиртов (см. Фаворского реакция).

Ф. создал одну из школ сов. химиков-органиков. Работы Ф. и его учеников в области непредельных соединений явились теоретической основой промышленного синтеза каучука в СССР. Государственная премия СССР (1941). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Сб. избр. трудов, М. — Л., 1940.

Лит.: Фаворская Т. А., Алексей Евграфович Фаворский, Л., 1968.

А. Е. Фаворский.


Фаворский — Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, — 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907-1913). Член общества

«Четыре искусства» (1924-28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга — это единство функционального

(«инструмент для чтения») и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций,

«определённое отношение... предмета к пространству» должны выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 — середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха [

«Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963). «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923). «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации

«Книги Руфь» (изд. в 1925). иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929). романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д. Спасского (изд. в 1932). символичность скульптурно завершенных форм в

«Новой жизни» Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление

«Сонетов» Шекспира (изд. в 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям»

(изд. в 1961) Пушкина. все — Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945-47),

экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия «Самарканд», 1942-44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938-61, и др.).

В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений

(«Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30), Полиграфического института (1930-34), института изобразительных искусств (1934-1938), института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Среди учеников — А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.

Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976. О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.

Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964. Книга о Владимире Фаворском, М., 1967. Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское искусствознание, 74, М., 1975. его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976. V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.

Е. С. Левитин.

В. А. Фаворский.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.