Вы здесь

Значение слова "Уэллс"

Уэллс — (Welles) Орсон (1915-85) — американский кинорежиссер, актер.Поставил фильмы: «Гражданин Кейн» (1941), «Великолепные Эмберсоны» (1942),»Макбет» (1948), «Отелло» (1952), «Процесс» (1962), «Фальстаф» (1966) идр. Работал также в театре. Для творчества Уэллса характерны смелые поискив области драматургии и киноязыка, тяготение к обобщенным притчевым формамхудожественного высказывания.


(Wells) Герберт Джордж (1866-1946) — английский писатель. Классикнаучно-фантастической литературы. В романах «Машина времени» (1895),»Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898) опирался на новейшиеестественно-научные концепции. Прогнозы научного и технического прогрессаУэллса в романах «Когда спящий проснется» (1899) и «В дни кометы» (1906).Сторонник фабианства (см. «Фабианское общество»). В 1914, 1920 и 1932посещал Россию (книги «Россия во мгле», 1920. «Опыт автобиографии», 1934).

Источник: Энциклопедический словарь.

Уэллс — Уэллс (Wells)

Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, — 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два учёных звания по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 — популярную книгу

«Наука жизни» (т. 1-3, совместно с Дж. Хаксли). Романом «Машина времени» открыл историю научной фантастики 20 в., опираясь на естественно-научные концепции. Литературными источниками для У. послужили произведения Дж. Свифта, Вольтера, амер. и нем. романтиков. Полемизируя с позитивистами, У. доказывает, что развитие общества в рамках буржуазного строя закончится вырождением и гибелью человечества. В

«Острове доктора Моро» (1896) аллегорически представлена история цивилизации — процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман «Человек-невидимка» (1897) направлен как против косности мещан, так и против ницшеанского «сверхчеловека».

«Война миров» (1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей общественной организации. Сцены народной революции, потрясшей капиталистическое общество в 21 в. нарисованы в романе«Когда спящий проснется»

(1899). Ранний цикл завершается романами «Первые люди на луне» (1901) и «Пища богов» (1904). «Колёса фортуны» (1896) открывают список бытовых романов У.: «Любовь и мистер Люишем « (1900), «Киппс»

(1905), «История мистера Полчи» (1910), «Билби» (1915). Сенсацию вызвал роман «Анна-Вероника» (1909), посвящены вопросу эмансипации женщины. Самый значительных из нефантастических романов У. «Тоно-Бенге»

(1909) был попыткой в традициях О. Бальзака дать «поперечный разрез» англ. общества. Претерпевает изменения и манера У.-фантаста: «В дни кометы» (1906) — бытовой роман с вкраплением фантастического элемента. роман «Война в воздухе»

(1908) написан в духе «технической» фантастики Жюля Верна, фантастического элемента лишён роман «Освобожденный мир» (1914), посвящена военному и мирному использованию атомной энергии.

С 1900 У. выступает с прогностическими и утопическими произведениями: трактат «Предвиденья» (1901), ряд статей. В романе-трактате «Современная утопия» (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах государственного социализма с широким допущением частного предпринимательства. Основу идеологии У. составляет просветительство (см. Просвещение), истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер буржуазного реформизма порою весьма радикального толка (трактат «Новые миры вместо старых», 1908).

Однако в романе-трактате «Мир Вильяма Клиссольда» (1926) и трактате «Легальный заговор» (1928) У. резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903-09 У. состоял член «Фабианского общества»

и, хотя острокритически воспринимал политический оппортунизм фабианцев, его собственное мировоззрение было лишь одной из форм фабианства.

В годы 1-й мировой войны 1914-18 У. — деятельный участник военной пропаганды (книга «Война, которая покончит с войнами», 1914). В 1916 опубликовал антивоенный роман «Мистер Бритлинг пьёт чашу до дна», но официально своих позиций не изменил. Наметившиеся здесь богостроительские теории были развиты У. в повестях

«Бог — невидимый король» (1917), «Душа епископа» (1917) и др. Пропаганде новой религии как средства перевоспитания человечества посвящен также «Очерк истории» (1920), «Краткий очерк истории» (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 У. опубликовал просветительский роман-утопию «Люди как боги».

Начиная с романа «Накануне» (1927) занял активную антифашистскую позицию (роман «Самодержавие мистера Паргема», 1930. повесть «Игрок в крокет», 1936). Незаурядное сатирическое мастерство У. выявилось в романах

«Мистер Блетсуорси на острове Ремпол» (1928), «Бэлиингтон Блепский» (1932) и «Необходима осторожность» (1941). В 1933 был избран президентом ПЕН-клуба.

У. трижды (в 1914, 1920 и 1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным (6 октября 1920) получила широкую известность благодаря книге «Россия во мгле» (1920). Несмотря на то, что У. не верил в способность Советской России восстановить и развить народное хозяйство без помощи Запада,

«Россия во мгле» сыграла большую роль в распространении правды о Советской России и Коммунистической партии. Во время 2-й мировой войны У. выступал в поддержку Сов. Союза. Родоначальник научно-фантастической литературы 20 в., У. — крупнейший мастер критического реализма, внёсший значительный вклад в общелитературный процесс.

Соч.: The works. Atlantic edition, v. 1-28, L., 1924-27. в рус. пер. — Собр. соч., т. 1-15, М., 1964. Краткая история человечества, М. — Л., 1924.

Лит.: Замятин Е., Герберт Уэллс, Л., 1922. Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963. Успенский Л., Записки старого петербуржца, Л., 1970, с. 346-77. Левидова И. М., Парчевская Б. М., Г. Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1898 — 1965, М., 1966: Bergonzi В., The early H. G. Wells, Manch., 1961. Raknem I., H. G. Wells and his critics, Oslo, 1962. H. G. Wells. A comprehensive bibliography, 2 ed., L., 1968.

Ю. И. Кагарлицкий.


Уэллс — Уэллес (Welles) Орсон (р. 6.5.1915, Кеноша, Висконсин), американский кинорежиссёр, актёр, писатель. Творческую деятельность начал в 1931 в Дублине как актёр театра. В США выступал как режиссёр-новатор («Макбет», 1936. радиокомпозиция «Борьба миров» по Г. Уэллсу, 1938).

Первый фильм У. «Гражданин Кейн» (сценарий У. и Дж. Манкисвича, 1941) стал явлением в развитии не только амер., но и мирового киноискусства (в заглавной роли У.). Тему власти и её разрушительного воздействия на человеческую личность режиссёр разрабатывал также и в др. фильмах

(«Макбет» по Шекспиру, 1948. «Мистер Аркадии» по собственному роману, 1955. в заглавных ролях У.). Стремясь решать в фильмах общественно-политические проблемы («Великолепные Эмберсоны» по Б. Таркингтону, 1942. «Леди из Шанхая» по Ш. Кингу, 1946),

У. столкнулся с сопротивлением голливудских продюсеров и в конце 40-х гг. покинул США. Многие творческие замыслы не смог реализовать из-за финансовых затруднений. Среди поставленных им фильмов: «Отелло» (по Шекспиру, 1952),

«Процесс» (по Ф. Кафке, 1962) и «Полуночные колокола» (по пьесам Шекспира, 1966. в роли Фальстафа У.). Снимался также в фильмах: «Третий человек» К. Рида, 1949. «Моби Дик» Дж. Хьюстона, 1956. «Ватерлоо»

С. Ф. Бондарчука, 1970, и др.

Лит.: Cowie P., The cinema of Orson Welles, L., 1965 (лит. с. 197-207). Орсон Уэллс. Статьи. Свидетельства. Интервью, М., 1975.

Я. А. Березницкий.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.