Вы здесь

Значение слова "Уайтхед"

Уайтхед — (Whitehead) Алфред Норт (1861-1947) — англо-американскийматематик, логик и философ, представитель неореализма. С сер. 1920-х гг.развил «философскую космологию», родственную платонизму. Автор (совместнос Б. Расселом) основополагающего труда по математической логике «Основанияматематики» (т.1-3, 1910-13).

Источник: Энциклопедический словарь.

Уайтхед (Whitehead)

Алфред Норт (15.2.1861, Рамсгит, Кент, — 30.12.1947, Кембридж, Массачусетс), английский математик, логик и философ. Профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне (с 1914), профессор философии в Гарвардском университете США (1924-37). Член Британской академии (1931). Совместно к Б. Расселом У. — основатель логицистической школы в философии математики (см. Логицизм), соавтор

«Principia mathematica» (v. 1-3, 1910-13) — книги, которая в значительной степени определила последующее развитие математической логики. Философская эволюция У. протекала в рамках Неореализма. В философских воззрениях У. выступает стремление к связи и согласованию философии с естественнонаучными открытиями 19-20 вв. В первый период своего творчества (до середины 20-х гг.) У. ставит задачу преодоления так называемого удвоения природы, пытаясь представить природу как единство

«событий» — «элементарных факторов чувственного опыта» и объектов — «непреходящих элементов в природе», устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как

«процесс» и совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. Второй период творчества У. связан с переходом его к объективному идеализму, родственному платонизму. У. исходит из онтологического принципа: всё существующее должно являться частью опыта — индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом. Мировой процесс понимается как

«опыт бога», в котором осуществляется переход «вечных объектов» из идеального мира в физический, обеспечивающий качественную определённость «действительных событий» (которые есть процессы опыта, индивидуальные акты). Поскольку

«событие» имеет временной характер и постоянно изменяется, оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: «наука… становится изучением организмов». Для социологических взглядов У. характерны признание идей движущими силами общества и абсолютизация роли личностей в истории.

Соч.: An enquiry concerning the principles of natural knowledge, Camb., 1919. The concept of nature. Camo., 1920: Science and the modern world, N. Y., 1926. Religion in the making, Camb., 1926. Process and reality, N. Y., 1960. Modes of thought, N. Y., 1938. Essays in science and philosophy, N. Y., 1947. Ahttology, N. Y., 1953. Adventures of ideas, N. Y., 1959. в рус. пер.- Введение в математику, СПБ. 1915.

Лит.: Френкел Г., Злоключения идей, пер. с англ., М., 1959. Богомолова С., Неореализм и спекулятивная философия (А. Н. Уайтхед), в сборнике: Современный объективный идеализм, М., 1963. его же, Английская буржуазная философия XX века, М., 1973, гл. 4,5. его же, Буржуазная философия США XX века, М., 1974, гл. 5. Хилл Т. И., Современная теория познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 9. Philosophy of A. N. Whitehead, ed. by P. Schilpp, Evanston, 1941. Lawrence N., Whiteheads philosophical development, Berk.- Los Ang., 1956. Mays W., The philosophy of Whitehead, N. Y., 1962. Jordan М., New shapes of reality. Aspects of A. N. Whiteheads philosophy, L., [1968] (лит.).

А. С. Богомолов.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.