Вы здесь

Значение слова "Уайльд"

Уайльд — (Wilde) Оскар (1854-1900) — английский писатель. Визысканно-орнаментованных стихах близок французским символистам. Лиричные,возвышенные по стилю и содержанию сказки. В философском романе «ПортретДориана Грея» (1891) развенчал декадентское представление о красоте,чуждой нравственности. Социально-критические тенденции в комедиях «Веерледи Уиндермир» (1892), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным»(1899). Трагедии. статьи о литературе и искусстве. автобиографическаяпоэма «Баллада Редингской тюрьмы» (1898).

Источник: Энциклопедический словарь.

Уайльд — Уайлд (Wilde) Оскар Фингал ОФлаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,- 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник «Стихотворения» (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике. в США издал революционную мелодраму

«Вера, или Нигилисты» (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская» (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме

«Баллада Редингской тюрьмы» (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди «De Profundis» (1905).

В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма («Душа человека при социализме», 1891).

Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками «искусства для искусства». Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В

«Балладе Редингской тюрьмы» декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.

Сказки («Счастливый принц», «Звёздный мальчик») и «Стихотворения в прозе» У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля»

— остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. — «Портрет Дориана Грея» (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.

Трагедии «Герцогиня Падуанская», «Саломея» (1893. первоначально на французском языке), «Флорентийская трагедия» (1895, опубликована в 1908, не закончена) — попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов:

«Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Как важно быть серьёзным» (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии «Идеальный муж» (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.

В критических статьях 80-х гг. (сборник «Замыслы», 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского.

Соч.: Complete works, L. — Glasgow, 1966. Critical writings, L., 1970: The letters, ed. by R. Hart-Davis, L., 1962. The critical heritage, ed. by K. Beckson, L., [1970]. в рус. пер. — Полн. собр. соч., под ред. К. И. Чуковского, т. 1-4, СПБ, 1912. Избр. произв., т. 1-2, М., 1960. Пьесы, М., 1960.

Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958. Чуковский К., Оскар Уайльд, в его кн.: Люди и книги, М., 1960, с. 625-70. Harris F., O. Wilde, his life and confessions, v. 1-2, N. Y., 1918. Pearson Н., Oskar Wilde, his life and wit, L. — N. Y., 1946. San Juan E., The art of О. Wilde, Princeton, 1967. Mason S., Bibliography of O. Wilde, [2 ed.], L., [1967].

А. А. Аникст.

О. Уайльд.

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (Москва, 1906). Илл. М. Дурнова.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.