Троице-Сергиева Лавра — монастырь. Основан Сергием Радонежским в сер. 14в. (с 1744 лавра), в 71 км к северу от Москвы (современный г. СергиевПосад). Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни 16-17вв., Троицкий собор (1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476),Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы иСавватия (1635-38), трапезную (1686-92), царские чертоги (кон. 17 в.) идр. На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовнаяакадемия и духовная семинария. С 1920 имеется историко-художественныймузей (с 1940 музей-заповедник). Монастырь был закрыт в 1918. вновь открытпосле 1944.
Источник: Энциклопедический словарь.
Троице-Сергиева лавра — знаменитая русская обитель, Московская губ., Дмитровского у., в 68 вер. от Москвы. Основана св. преп. Сергием (см.) около 1335 г. Кругом в то время были глухие леса. не было проезжей дороги, и только узкая тропинка вела в обитель. Уже при Сергии стали селиться вокруг м-ря земледельцы. тогда же была проложена и большая дорога от Москвы в северные города мимо самого монастыря. Обитель принадлежала Серпуховскому князю Андрею Ивановичу, затем сыну его Владимиру, и при внуке Василии Ярославиче Боровском перешла к Василию Васильевичу Темному, великому князю московскому, потому что князь Василий Ярославович, по словам волоколамского игумена Иосифа, не следовал примеру предыдущих князей и обирал монастырь. Еще при жизни Сергия Радонежского внешний вид обители сильно изменился благодаря поступлению в монастырь смоленского архимандрита Симона "со многим имением". Была воздвигнута просторная церковь. по ее сторонам правильными линиями вытянулись кельи, трапеза и другие здания, необходимые для общежития. По совету константинопольского патриарха Филофея и с благословения митрополита Алексея, св. Сергий первый ввел на севере России общинножительный устав. Оградой обители служил деревянный тын. В 1408 г. Т.-С. лавра была сожжена Эдигеем, но вскоре вновь обстроилась. В 1422 г. воздвигнут второй храм, каменный, над могилой Сергия Радонежского. В 1476 г. построена лучшими мастерами из Пскова новая каменная церковь во имя Св. Троицы. Во время малолетства великого князя Ивана Васильевича Грозного монастырь опоясался каменной стеной, для чего в 1540 г. разрешено было рыть камень и известь даром везде, где они найдутся. Для ускорения постройки великий князь освободил троицких крестьян на три года от сбора пошлин, а в 1545 г. — от вспомоществования на казанский поход. В 1552 г. построены больница и келарские каменные палаты. С каждым новым царствованием обитель украшалась новым храмом. В последние годы царствования Михаила Феодоровича была составлена опись монастырская. Из нее мы узнаем, что стена, опоясывавшая монастырь, имела в длину 551 1/2 саж., в толщину от 1 1/2 саж. до 2, в вышину от 2 до 2 1/2 саж. 12 башен служили кроме военных целей и хозяйственным. были, напр., погребная, кузнечная, плотничья башни. На башнях находилось 90 огнестрельных орудий различных наименований. кроме того 20 орудий стояло над навесами. Внутри водяной башни помещался котел в 100 ведер, в котором во время осады лавры Сапегой и Лисовским варили смолу и обливали ею врагов. Внутри ограды стояли хоромы для царя. Первым игуменом Т.-С. монастыря был Митрофан, так как препод. Сергий сначала не пожелал взять на себя эту обязанность. но с 1354 или 1356 г. Сергий стал игуменом и много потрудился для благолепия обители. Благодаря личности основателя, монастырь скоро приобрел большую славу и стал играть роль в княжеских отношениях. Сергий Радонежский "тихими и кроткими словами" много способствовал возвышению Москвы. В 1356 г. он убедил ростовского князя подчиниться великому князю московскому, в 1365 г. уговорил нижегородского князя Бориса Константиновича возвратить Городец, согласно желанию Димитрия Донского, князю Дмитрию Константиновичу. Всем известна роль Т.-С. монастыря во время Куликовской битвы, где пали два инока этого монастыря, Пересвет и Ослябя. В 1385 г. св. Сергий помирил рязанского князя Олега с Димитрием Донским. В 1392 г. Сергий Радонежский скончался. В 1446 г. князь Можайский, действовавший заодно с Шемякою и князем Тверским, схватил в Т.-С. монастыре Василия Васильевича и увез его в Москву, где его ослепили. Т.-С монастырь, как и его основатель, всегда был на стороне Москвы и ревностно защищал интересы московских великих князей. В Смутное время он явился оплотом русской национальности. Он выдержал знаменитую осаду Сапеги и Лисовского и тем задержал успехи поляков на севере. затем, благодаря своему игумену Дионисию и келарю Авраамию Палицыну он вновь влил веру и мужество в сердца русского народа и много способствовал освобождению России от иноземцев. Это было самой крупной заслугой монастыря перед русским государством. Т.-С. монастырь и впоследствии являлся не только местом богомолья для массы русского народа и русских царей, но служил для последних охраной в тяжелые времена: сюда бежал Петр, спасаясь от руки убийц, здесь он черпал средства для своих военных предприятий. Многие государи делали у монастыря безвозвратные займы. Т.-С. монастырь превосходил все другие обители своими богатствами. При Сергии Радонежском монастырь имел небольшие вотчины. при преемниках его число вотчин, подаренных монастырю и купленных им, сильно возрастает. К 1764 г. число крепо-стных крестьян, принадлежавших монастырю, возросло до колоссальной цифры 104939 душ (по другому счету — более 106 тыс. душ). Кроме того Т.-С. монастырю во многих городах принадлежали дворы и дворовые места, а также соляные варницы и рыбные ловли. в его ведении состояли 33 других монастыря. Экономическому процветанию монастыря много способствовали и льготы от податей и повинностей, льготы в суде и т. д., которые жаловались ему государями. До 1625 г. Т.-С. м-рь имел след. льготы: 1) все крестьяне в вотчинах Т.-С. м-ря освобождались от всяких податных сборов и земских повинностей, но с 1551 г. они платили ямские деньги и несли некот. другие обязанности. 2) при продажах, купле для монастыря пошлин не платили. 3) суд над крестьянами Т.-Сергиева монастыря, даже уголовный, принадлежал игумену. 4) при смесном суде участвовали наместник или лицо, им указанное, вместе с игуменом. 5) суд над игуменом по светским делам принадлежал царю или указанному им боярину. 6) священники и церковные служители освобождались от всяких даней митрополиту. В 1625 г. данной царем Михаилом Феодоровичем грамотой были произведены следующие перемены: 1) крестьяне платят ямские деньги и стрелецкий хлеб, несут повинность городового острожного дела по писцовым и дозорным книгам. 2) суд над архимандритом-игуменом принадлежит патриарху. 3) вызывать монастырских крестьян можно не иначе, как через пристава. 4) с монастырских исков не брать пошлин. 5) монастырских стряпчих освободить от пошлин. Благодаря этим льготам, монастырское хозяйство процветало даже в то время, когда поместное сильно пало. крестьяне служилых людей перебегали к монастырю и тем возбуждали ненависть служилых людей к богатой обители. В настоящее время Т.-Сергиева лавра обладает двумя подворьями в Москве и Петербург, земельными угодьями, дачами, прудами. очень большой доход получает она, от множества стекающихся отовсюду богомольцев, но средства ее все же значительно меньше прежнего. К ней в настоящее время приписаны 14 монастырей. Троицкая лавра представляет из себя теперь целый город: в ней 11 храмов, множество зданий, принадлежащих собственно лавре. целый ряд зданий занят Духовной академией, которая переведена сюда в 1814 г.. за оградой построены гостиницы для богомольцев. Главные достопримечательности: ризница, где хранится множество редкой утвари, древних дорогих облачений и т. д.. библиотека, где в 1642 г. было 623 т. т., большею частью все рукописи. вотчинный архив, откуда можно почерпнуть важные исторические сведения об экономическом положении многих местностей России, так как вотчины монастырские были разбросаны по разным нынешним губерниям. Значительное количество документов из вотчинного архива в 1766 г. было взято в коллегию экономии, но много осталось еще и в архиве. Почти все постройки лавры являются достопримечательностями и много говорят о былом. Ввиду высокого места, которое занял Т.-Сергиев монастырь среди прочих обителей русского государства, его давно стали выделять из числа прочих монастырей. В 1561 г. он был поставлен выше всех монастырей московской епархии. в 1702 г. — вторым после Киево-Печерской лавры. в 1744 г. получил наименование лавры. Первоначально во главе монастыря стояли игумены и архимандриты, затем стали назначать епископов. в настоящее время настоятелем лавры считается сам митрополит московской епархии. Г. Лучинский.
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.
Троице-Сергиева лавра — крупнейший русский монастырь. Расположен в 71 км к С. от Москвы в современном Загорске. Основан в середине 14 в. Сергием Радонежским. Сооружение в 1540-50 каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.. современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м) превратило монастырь в мощную крепость. С 1561 настоятели монастыря получают сан архимандрита и первое место среди настоятелей русских монастырей, в 1744 монастырю присвоено наименование Лавры. С 1742 в Т.-С. л. существует семинария, с 1814 также и духовная академия. Монастырь играл важную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси: поддерживал объединительную политику московских великих князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом, в 1608-10 — с польской интервенцией, выдержав длительную осаду войск Лжедмитрия II (см. Троицкая осада). способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения К. М. Минина и князя Д. М. Пожарского.
В 14-17 вв. монастырь — крупный культурный центр: здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын и др., живописцы Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, резчик Амвросий. монастырь располагал одной из крупнейших на Руси библиотек, большой книгописной мастерской, вёл летописание. За длительную историю Т.-С. л. в её ризницу поступило в виде вкладов значительное число высокохудожественных произведений иконописи, ювелирного искусства, шитья и пр.
Монастырь был крупнейшим феодальным землевладельцем (в конце 17 в. ему принадлежало 16,8 тыс. крестьянских дворов, в 1763-214 тыс. десятин пахотной земли и 106,5 тыс. душ крепостных крестьян в 15 губерниях страны), вёл большую торговлю хлебом, солью, рыбой, изделиями монастырских ремесленников. Огромные доходы позволяли Т.-С. л. вести строительство монументальных зданий, привлекая лучших зодчих и мастеров страны. Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в том числе соборы — Троицкий (белокаменный, 1422-23. иконостас — Андрей Рублёв и Даниил Чёрный) и Успенский (1559-85. фрески — 1684): церкви — Духовскую (1476. под барабаном главы — звонница на столбах. псковские зодчие), Пятницкую и Введенскую (1547) за южной стеной, пятиглавую надвратную Иоанна Предтечи (1699), Михеевскую (1734), Смоленскую (1745-48. барокко). больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-38), царские чертоги (конец 17 в.). богато декорированную белокаменной резьбой трапезную с церковью Сергия (1686-92. Нарышкинский стиль) на высоком Подклете и с открытым Гульбищем. корпуса монастырских келий (17-19 вв.), митрополичьи покои (главный фасад 1778).
Завершает ансамбль пятиярусная колокольня (1740-70, архитектор И. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский, барокко. высота 88 м). После Октябрьской революции 1917 в Т.-С. л. создан историко-художественный музей (1920). с 1940 — музей-заповедник. Собрание музея включает крупные коллекции древнерусской живописи и прикладного искусства 14-17 вв., русского народного искусства 17 — начале 20 вв., а также декоративно-прикладного искусства советского периода (резьба по дереву, кости и камню, роспись, кружевоплетение и вышивка, изделия из стекла и керамики). Разработан и осуществляется комплексный проект реставрации всего архитектурного ансамбля Т.-С. л.
Лит.: Балдин В. И., Троице-Сергиева Лавра, М., 1958: Трофимов И. В., Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры, М., 1961. Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники, М., 1968. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Путеводитель, [4 изд.], М., 1975. Балдин В. И., Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевской лавры, М., 1976.
В. И. Балдин.
Троице-Сергиева лавра. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (слева. 1635-38), Каличья воротная башня (в центре. 2-я пол. 18 в.) и Смоленская церковь (справа. 1745-48).
Троице-Сергиева лавра. Трапезная с церковью Сергия. 1686-92.
Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор (в центре. 1422-23) с Никоновским приделом (слева. 1548). справа — портал Духовской церкви (1476).
Троице-Сергиева лавра. Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1699 (вид до восстановления пятиглавия).
Троице-Сергиева лавра. Успенский собор. 1559-1585 (на переднем плане надкладезная часовня 17 в.).
Троице-Сергиева лавра. Уточья башня (17 в.) и фрагмент крепостных стен.
Общий вид в центральной части ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Вид с юго-запада.
Троице-Сергиева лавра. Проект реставрации архитектурного ансамбля (1963, автор архитектор В. И. Балдин). Аксонометрия.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.