Вы здесь

Значение слова "Тассо"

Тассо — (Tasso) Торквато (1544-95) — итальянский поэт Возрождения и барокко.Героическая поэма «Освобожденный Иерусалим» (издание 1580) былаподвергнута суду инквизиции (2-я редакция в ортодоксальном католическомдухе — «Завоеванный Иерусалим», 1587-92). Пасторальная драма «Аминта»(постановка 1573, издание 1580). Философские «Диалоги» (1583). Трактат»Рассуждение о поэтическом искусстве» (1565-66). Религиозные поэмы,сонеты, канцоны, мадригалы.

Источник: Энциклопедический словарь.

Тассо (Tasso)

Торквато (11.3.1544, Сорренто, — 25.4.1595, Рим), итальянский поэт. Сын поэта Б. Тассо. Окончил Болонский университет (1565). С 1572 Т. — придворный поэт феррарского герцога Альфонса II дЭсте. Под влиянием контрреформации Т. отказался от философского скептицизма. Впал в болезненную религиозность, страдал манией преследования. В 1579- 1586 по приказу герцога был заключён в госпиталь для сумасшедших. В последние годы жизни скитался по городам Италии.

В творчестве Т. сочетаются черты стиля Возрождения и сменяющих его стилей Классицизма и Барокко. Ренессансную лирику 60-х — начала 70-х гг., изображающую природу и любовное чувство, сменяют барочные стихи (1579-86) с их натуралистичностью и гиперболизмом. Пасторальная драма

«Аминта» (1573, опубликованная 1580), проникнутая пантеистическим восприятием мира и мыслью о могуществе любви, — произведение ренессансное с тенденцией к классицизму. Трактат «Рассуждения о поэтическом искусстве» (1565-66, издание 1587) и его 2-я редакция

«Рассуждения о героической поэме» (1594) основаны на поэтике Аристотеля и являются теоретической базой нового смешанного жанра Т., сочетающего античную эпопею с рыцарской поэмой Л. Ариосто. Главное произведение Т. — историческая поэма «Гоффредо»

(написана в 1574-75), полностью опубликована под названием «Освобожденный Иерусалим» (1580, рус. пер. Д. Мин, т. 1-3, 1900), имела актуальное значение в связи с военными столкновениями европейских народов с турками. В поэме противоборствуют принципы гуманизма и индивидуализма, характерные для Возрождения, и мораль периода контрреформации. Поэтическим образцом для Т. служила

«Илиада», 2-я редакция поэмы «Завоёванный Иерусалим» (1593) выдержана в ортодоксально-католическом духе. Творчество Т. сыграло важную роль в развитии западноевропейской литературы 17-18 вв., а образ самого Т. запечатлен в произведениях И. В. Гёте, Дж. Байрона, К. Н. Батюшкова и др.

Соч.: Opere, a cura di G. Rosini, v. 1-33, Pisa, 1821-32. Tutte ie poesie, a cura di L. Caretti, [Mil., 1957]. Opere, [v. 1-2, Mil., 1961-68]- в рус. пер.-Аминта, М.-Л., 1937.

Лит.: Розанов М., Пушкин, Тассо, Аретино, [М.-Л., 1937]. Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964. Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966. Storia dellaletteratura italiana, direttori F. Cecchi e N. Sapegno, v. 4, [Mil., 1966].

Н. Г. Елина.

Т. Тассо.

Т. Тассо. «Аминта» (Париж, 1666) Гравюра Л. Коссена.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.