СКЕ́РЦО, нескл., ср. Муз. Небольшое музыкальное произведение в живом, быстром темпе. Скерцо Мендельсона. Часть большого музыкального произведения (симфонии, сонаты) в таком темпе.
[Итал. scherzo]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
Первоначально — небольшая инструментальная пьеса, скерцо с начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого времени присутствует в большинстве традиционных симфоний как одна из средних частей (не начало и не финал).
Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способный передавать такого рода замыслы: шутливые переклички мотивов, перебрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности — «сюрпризы», подача каких-либо простых явлений в необычном, кажущемся странным освещении или же их излом, смещение и т. д.
Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычно скерцозного.
Впоследствии скерцо приобрело минорную окраску.
Источник: Wipedia.org
СКЕ'РЦО, нескл., ср. [ит. scherzo — шутка] (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. С. часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
скерцо
1. муз. небольшая музыкальная пьеса или часть большого музыкального произведения в живом, стремительном темпе
Источник: Wiktionary.org