Сиротские дома — Уже в глубокой древности встречаются указания на то, что государство принимало известные меры для ухода за сиротами павших воинов. При римских императорах Траяне, Антонинах и Александре Севере существовали особые учреждения для попечения о сиротах. Христианство предписывало заботиться о сиротах. впоследствии забота о покинутых сиротах, как и вообще о бедных, перешла главным образом к монастырям. Собственно С. дома, в которых сиротам доставлялось бы воспитание и образование, начинают возникать в XVI в. в нидерландских и немецких городах (в Амстердаме в 1520 г., в Аугсбурге в 1572 г. и т. д.). Миланский архиепископ Карл Борромео († 1584) и Винцент де-Поль († 1660) дали новый толчок к организации попечения о сиротах при посредстве монашеских орденов. Учрежденный Франке в 1698 г. С. дом в Галле послужил образцом для целого ряда открытых в Германии в XVIII в. С. домов. В это же время возник спор о преимуществах воспитания сирот в частных семействах сравнительно с воспитанием их в С. домах. В конце XVIII ст. вследствие сильных нападок на С. дома многие из них в Германии были уничтожены, но затем стали вновь учреждаться. помещение сирот в частные семейства не всегда оказывалось возможным. Заслуживает упоминания попытка Фелленберга воспитывать сирот таким образом, чтобы они уже при школьных занятиях, посредством земледельческих работ (в устроенной им Гофвильской колонии), окупали издержки и приобретали самостоятельность. эта попытка вызвала подражания, не всегда удачные. В 1885 г. в Пруссии существовало 396 С. домов с 18827 питомцами, из которых круглых сирот было 12344 (4140 до 10 лет, 8204 свыше 10 лет). В Англии сироты, которые не могут быть помещены в частные семейства, находят призрение в работных домах. Во Франции имеются С. дома, содержимые как на счет общин и департаментов, так и на счет правительства. В России правительство начало заботиться о надлежащем призрении сирот лишь при импер. Екатерине II: предшествующие распоряжения Петра I, поручавшего это дело магистратам, не осуществились. С учреждением приказов общественного призрения в 1775 г. им предписывалось устраивать С. дома. Не все приказы, однако, исполнили это предписание. в 1857 г. в ведении приказов были 21 С. дом. С. дома действуют на основании положения 1836 г. (Св. Зак. т. XIII, уст. общ. призр. ст. 184—190). Они имеют целью призреть сирот и затем пристроить их помещением в учебные заведения либо на службу, на фабрики, на заводы или к частным лицам для научения ремеслам, торговым и другим полезным занятиям. В С. дома принимаются в возрасте от 7 до 11 лет сироты обоего пола, дети местных купцов, мещан, цеховых и т. п., оставшиеся после родителей в положении, требующем призрения, и сироты чиновников и канцелярских служителей, которые по бедности своей не могли поместить детей своих в учебные заведения. кроме того, в С. домах могут приниматься на счет обществ или родственников пансионеры всех состояний. Содержащиеся в С. домах дети обучаются или в самых С. домах, или в учебных заведениях, находящихся вблизи. Все сироты призреваются в С. домах до двенадцатилетнего возраста, после чего они распределяются вне С. дома соответственно происхождению и полу, а также соответственно способностям и склонностям. Во главе С. дома стоят почетный попечитель и городской голова. С открытием земских учреждений к ним перешла обязанность принимать меры призрения сирот. им же были переданы от приказов общественного призрения С. дома. Кроме земских С. домов, в России действуют на широких основаниях устроенные С. дома: в С.-Петербурге — Николаевский С. институт с Александринским С. домом, С. дом Белоградского для детей штаб-и обер-офицеров, дом призрения сирот нижних почтовых служителей. в Москве — С. дом, состоящий в ведении Попечительного совета, Николаевский С. институт, Набилковский дом призрения сирот, частный Варваринский С. дом Лобковых, дом воспитания С. убитых воинов. в Гатчине — Николаевский С. институт. в Саратове — учебно-заработный детский дом, имеющий значение приюта для приходящих детей. в Либаве — общество для призрения сирот. в Ревеле — С. дом Мартина Лютера. в Симферополе — С. дом Фабра, с ремесленной школой. в Одессе — дом призрения сирот и др. Сироты призреваются также в школах, находящихся в ведении Человеколюбивого общества. Наконец, множество сирот находят призрение в С. отделениях детских приютов (см.).
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.