Вы здесь

Значение слова "Сааринен"

Сааринен — (Saarinen) Элиель (1873-1950) — финский архитектор.Основоположник национального романтизма в финской архитектуре (вокзал вХельсинки, 1910-14, план Большого Гельсингфорса, 1915-18). С 1923 работалв США.


Эро (1910-61) — американский архитектор. Сын Э. Сааринена.Грандиозный, строго регулярный комплекс технического центра «Дженералмоторс» в Уоррене (шт. Мичиган, 1951-55) с постройками геометрических формиз металла и стекла. в железобетонных зданиях свободных пластичных форм(аэровокзалы в аэропортах им. Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, 1956-62, им. Дж. Ф.Даллеса близ Вашингтона, 1958-62) стремился к символической образности.

Источник: Энциклопедический словарь.

Сааринен — Сааринен (Saarinen)

Аарне (р. 5.12.1913, Дегербю, Финляндия), деятель финского рабочего движения. Родился в семье каменщика. В 1944 вступил в компартию Финляндии (КПФ). В 1945-51 профсоюзный работник, в 1952-54 генеральный секретарь Международного объединения рабочих строительной и деревообрабатывающей промышленности, в 1954-66 председатель профсоюза строителей Финляндии. С 1966 председатель КПФ. В 1962-70 и с 1972 депутат парламента.


Сааринен (Saarinen)

Элиель (20.8.1873, Рантасалми, Финляндия, — 30.6.1950, Блумфилд-Хилс, штат Мичиган, США), финский архитектор, основоположник национальной романтики в финской архитектуре. с 1923 работал в США. В 1893-97 учился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в университете (живописи) и в Политехническом институте (архитектуре). В ранних постройках С. (совместно с Х. Гезелиусом и А. Линдгреном — финский павильон на Всемирной выставке в Париже, 1900. студия в Виттреске, округ Хельс, 1902) обращение к приёмам народного зодчества и его специфическим материалам (дерево, гранит) сочеталось с использованием художественных средств английской архитектуры конца 19 в. (Ч. Ф. Войзи, Ф. Уэбб) и нем. югендстиля. Здание вокзала в Гельсингфорсе (проект — 1904, строительство — 1910-14), отличающееся общей живописностью, обилием изобразительных элементов (тематическая скульптура, орнамент) и вместе с тем рационалистической организацией пространства, стало крупнейшим и завершающим произведением финской национальной романтики.

В 20-30-е гг. С. отдал дань стилизации ложной готики и Неоклассицизму. С 1937, работая вместе с сыном Эро Саариненом, сочетал рационалистические схемы с традиционными архитектурными элементами (церковь в Миннеаполисе, штат Миннесота, 1950). Ранние неосуществленные градостроительные проекты С. (особенно проект «Большой Гельсингфорс», 1915-18, основанный на принципе рассредоточения городские структуры)

оказали значительное влияние на теорию и практику градостроительства в Финляндии и Скандинавских странах после 2-й мировой войны 1939-45.

Соч.: Munkkiniemi-Haaga ja Suur-Helsinki., Hels., 1915. The city. Its growth, its decay, its future, N. Y., [1943]. Search for form. N. Y., [1948].

Лит.: Christ-Janer A., Eliel Saarinen, Chi., [1948].

А. В. Иконников.

Элиель Сааринен. Национальный музей в Хельсинки. 1902. Главный вход.


Сааринен (Saarinen)

Эро (20.8.1910, Киркконумми, Финляндия, — 1.7.1961, Анн-Арбор, штат Мичиган, США), американский архитектор. Сын Элиеля Сааринена. С 1923 жил в США. Окончил архитектурный факультет Йельского университета в Нью-Хейвене (штат Коннектикут. 1934). После смерти отца завершил реализацию их совместно проекта Технического центра компании

«Дженерал моторс» в Уоррене (штат Мичиган. 1945-55), отмеченного влиянием Л. Мис ван дер Роэ. В дальнейшем С. перешёл от строгого Рационализма к поискам символической выразительности архитектурной формы, её утончённой индивидуализации и романтической экспрессии (капелла Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс, 1955. хоккейный стадион Йельского университета, 1958), обращается к скульптурным методам формообразования (аэровокзал компании TWA в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, 1962). Среди произведений С. органичным сочетанием пластически богатой архитектурной формы и строительной конструкции выделяется здание аэропорта им. Даллеса близ Вашингтона (закончен в 1962). В конце 50-х гг. С. создал ряд сооружений в духе официального американского Неоклассицизма (посольство США в Лондоне, 1960), а также построек, стилизующих мотивы ложной готики (комплекс общежитий Йельского университета, 1962). Утрированная монументальность характерна для высотного здания компании CBS в Нью-Йорке (1964). Постоянно экспериментируя, С. не выдвинул собственного устойчивого творческого метода. Однако его поиски символической образности оказали значительное влияние на развитие архитектуры США после 1960.

Лит.: Хан-Магомедов С. О., От «школы Миса» к позднему Ле Корбюзье (Ээро Сааринен), в сб.: Архитектура Запада. Мастера и течения, [кн.] 1, М., 1972, с. 115-34. Temko A., Eero Saarinen, N. Y.. 1962.

А. В. Иконников.

Схема генерального плана аэропорта Кеннеди (Нью-Йорк, США): 1 — взлётно-посадочные полосы. 2 — рулёжные дорожки: 3 — перроны. 4 — международный аэровокзал. 5 — грузовые аэровокзалы: 6 — ангары. 7 — привокзальная площадь со стоянкой для автомобилей. 8 — подъездная автомагистраль: 9 — аэровокзалы отдельных авиакомпаний.

Эро Сааринен. Водонапорная башня, входящая в комплекс Технического центра компании «Дженерал моторс» в Уоррене (штат Мичиган). 1945-55.

Архитектор Э. Сааринен. Аэровокзал в международном аэропорту им. Даллеса близ Вашингтона. Закончен в 1962.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.