Вы здесь

Значение слова "Саади"

Саади — (между 1203 и 1210-92) — персидский писатель и мыслитель. Более 20лет странствовал в одежде дервиша. В песнях, газелях, касыдах, кит а,посланиях-поучениях, притчах, «наставлениях царям» ставил сложныерелигиозные, философские и этические вопросы, проповедуя соответствующиеобразцы поведения. Всемирно известны его любовная лирика, поэма «Бустан»(1257), носящая характер философского поэтического трактата, и сборникипритч (в прозе и стихах) «Гулистан» (1258), в которых Саади представилжизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи.

Источник: Энциклопедический словарь.

Саади — ас-Саади, Сади Абдаррахман ибн Абдаллах ибн Имран ибн Амир (1596, Томбукту, — 1656, там же), африканский историк, автор хроники «Тарих ас-Судан» («История Судана») на арабском языке. Хроника С. содержит богатый материал по истории государства Сонгай в 15-16 вв., а также других государств в долине Среднего Нигера с 1591 по 1656. Значительное место занимают сведения по истории мусульманской культуры в Томбукту и Дженне. Хроника открыта немецким путешественником Г. Бартом во время его пребывания в Томбукту в 1853-54.

Соч.: Tarikh es-Soudan. Texte arabe et trad. franзaise, йd. et trad. par О. Houdas [T. 1-2], P., 1898-1900, 2 йd., P., 1964.


Саади (псевдоним. настоящее имя — Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин)

(между 1203-10, Шираз, — 9.12.1292, там же), персидский писатель и мыслитель. Происходил из небогатой духовной семьи. В середине 20-х гг. 13 в. учился в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде. В 30-х гг. посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму

«Бустан» (авторское название «Саади-наме», 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226-60). Ему же посвящен и «Гулистан» (1258). С. вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника,

«старца», в скромном подворье на окраине Шираза.

Известны две редакции собрания сочинений С. Одна выполнена в 1334 неким Али Бисутуном, который внёс якобы второстепенные изменения в ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941). Другая редакция представлена в четырёх списках начала 14 в. и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для подготовки изданий сочинений С., ни одно из них не может считаться критическим. В собрание сочинений входят: Предисловие (крайне риторическое и бессодержательное), не принадлежащее перу С..

«Пять меджлисов» — прозаические, пересыпанные стихами «послания»-поучения в религиозно-философском духе, «наставления царям», ответы на некоторые сложные нравственно-богословские вопросы. «Гулистан». «Бустан».

арабские и персидские касыды. элегии. макаронические стихи (см. Макароническая поэзия) любовно-лирического и моралистического содержания. «Тарджибанд» — цикл 113 22 любовных газелей, соединённых рефреном. четыре сборника газелей.

«Книга Сахиба» — сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания. четыре раздела, включающие малые лирические формы, — рубай, кита, фрагменты. В состав собрания входил также порнографический раздел, в подлинности которого некоторые исследователи сомневаются.

Расцвет поэтической деятельности С. падает на годы монгольского владычества. В отличие от современных ему поэтов — панегиристов и мистиков, С. обратил слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах «Гулистана» и отчасти «Бустана».

Огромны были и слава С., и влияние его на развитие литературы. Но если славу величайшего лирика С. делит с Хафизом, то он не знает себе равных в художественной проповеди активного, демократического гуманизма.

Соч.: Куллият-е Сади-йе Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран, 1320, с. г. х. (1941). Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти], Сталинабад, 1956. в рус. пер. — Избранное, Сталинабад, 1954. Гулистан. [Критич. текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959. Бустан. Лирика, М., 1962. Сади-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.

Лит.: Брагинский И., 12 миниатюр, М,, 1966. Сами Али, Шенасайн-е Сади дар Орупа, «Хонар ва мардом», 1967, № 61-62.

А. Н. Болдырев.

Саади. «Гулистан». Персидская миниатюра 16 в.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.