Вы здесь

Значение слова "Родченко"

Родченко — Александр Михайлович (1891-1956) — российский дизайнер, график,мастер фотоискусства, художник театра и кино. Член объединения Левогофронта искусства (ЛЕФ), представитель конструктивизма и производственногоискусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в СССР,фотомонтажа.


Александр Михайлович РОДЫ — сложный физиологический акт изгнанияплода и последа из полости матки. У человека нормальные роды наступают всреднем после 10 акушерских месяцев беременности (280 сут, 40 нед), когдаплод становится зрелым и способным к внеутробному существованию. Различают3 периода родов: 1-й — раскрытие шейки матки, 2-й — изгнание плода, 3-й -рождение последа. В начале родов появляются регулярные сокращения матки -схватки. Во 2-м и 3-м периодах к ним присоединяются потуги (сокращениямускулатуры матки с одновременным сокращением мышц брюшного пресса идиафрагмы). В конце 1-го периода родов обычно изливаются околоплодныеводы. В процессе родов женщину называют роженицей, после родов -родильницей. У млекопитающих животных сроки наступления родов зависят отвида животного. в течении родов различают те же три периода.

Источник: Энциклопедический словарь.

Родченко — Александр Михайлович [23.11(5.12).1891, Петербург, — 3.12.1956, Москва], советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Учился в Казанской художественной школе (1910-14). В конце 10-х гг. выступил с абстрактными композициями. вскоре оставил живопись вообще, став на позиции производственного искусства и явившись одним из организаторов Инхука. В 1920-30 преподавал в московском Вхутемасе — Вхутеине (профессор факультета обработки дерева и металла), разрабатывал специальные программы подготовки дизайнеров-универсалов. Как теоретик Р. разделял противоречивые установки Конструктивизма (в 1921 — среди его основателей), а затем сторонников ЛЕФа (активный сотрудник журналов «ЛЕФ», 1923-25, и «Новый ЛЕФ», 1927-28)

и объединения «Октябрь» (член в 1928-1932). гораздо более плодотворной и многогранной была его практическая деятельность. В 20-е гг. Р. — автор многих проектов оформления складывающегося советского общественного быта, основанных на принципе экономии как материальных возможностей, так и выразительных средств (оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). С 1923 много работал в области книжной и журнальной графики (помимо изданий ЛЕФа, оформлял журналы «Журналист», «СССР на стройке» и др.).

Одним из первых применил фотомонтаж («Про это» В. В. Маяковского, изд. в 1923). Оформил ещё 12 книг Маяковского. Как и Маяковский, Р. — среди первых мастеров советской рекламы. Отличительными особенностями графики Р. в целом стали ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм образов, эффектное, пластически чёткое сопоставление шрифта и изображения (рекламные плакаты с текстами Маяковского, плакаты к фильмам «Киноглаз» Дзиги Вертова, 1924, «Броненосец &bdquo.Потемкин» С. М. Эйзенштейна).

В 20-е гг. Р. также часто обращался к театру и кино (например, мебель и костюмы для спектакля «Клоп» по пьесе Маяковского в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве, 1929). В 30-е гг. работал в основном как мастер фотоискусства и оформитель книги. Многочисленные фотоработы Р. сочетают строгую документальность, осязательную предметность изображения с экспрессией композиции и светотеневого решения. Ряд произведений Р. выполнил совместно с женой — В. Ф. Степановой (1894-1958). В 40-50-е гг. Р. — фоторепортёр, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве.

Лит.: Абрамова А., А. М. Родченко, «Искусство», 1966, № 11. Волков-Ланнит Л., Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит, [М., 1968].

Р. О. Антонов.

А. М. Родченко. Оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже. 1925.

А. М. Родченко. Рекламный плакат. 1923.

А. М. Родченко. Киноплакат. 1929 (?).

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.