Вы здесь

Значение слова "Риккерт"

Риккерт — (Rickert) Генрих (1863-1936) — немецкий философ, один изоснователей баденской школы неокантианства. Понимал философию как учение оценностях. Противопоставлял метод естествознания, направленный на общее(закон), методу исторических наук, выясняющему единичные, неповторимыеявления и события.

Источник: Энциклопедический словарь.

Риккерт (Генрих Rickert) — германский политический деятель. род. в 1833 г.. был редактором либеральной "Danziger Zeitung". В 1870 г. избран депутатом в прусскую палату депутатов, а в 1874 г. — в рейхстаг. примкнул к национал-либеральной партии. Р. считается в палате и рейхсрате авторитетом по финансовым вопросам и вопросам государственного хозяйства. В 1880 г. Р. вышел из состава национал-либеральной партии и примкнул к либеральному союзу (сецессионистам). когда последние, в 1884 г., слились с партией прогрессистов, Р. явился одним из вождей немецкой свободомыслящей партии, а после происшедшего в ней, в 1893 г., раскола стал во главе свободомыслящего союза.


Риккерт (дополнение к статье) (Генрих Rickert) — германский политический деятель. умер 3 ноября 1902 г. См. Th. Barth, "Politische Portr &auml. ts" (Берл., 1904).

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Риккерт (Rickert)

Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша, — 30.7.1936, Гейдельберг), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 — Гейдельбергского университетов. Философская позиция Р. претерпела сложную эволюцию: если вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук), позднее строит систему философии как теории ценностей, то в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику. Отвергая с позиций неокантианства

«Вещь в себе» как объективную реальность, Р. сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому как всеобщее, безличное сознание. На этой основе Р. решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного — вопрос о независимой от сознания объективной действительности: данная в познании действительность имманентна сознанию. Вместе с тем, согласно Р., существует объективная, независимая от субъекта истина, т. е. недоступное познанию трансцендентное. Не приемля теории отражения, Р. рассматривает реальность как результат деятельности безличного сознания, конструирующего природу (естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознание направлено на общее, законы, а история занимается единичными, неповторимыми явлениями и событиями. Исходный методологический дуализм Р. развёртывается в противопоставлении им генерализирующей (обобщающей) точки зрения естествознания, свободной от ценностей, и индивидуализирующего понимания в истории, относящегося к ценностям. При этом Р. отдаёт предпочтение истории, которая, с его точки зрения, гораздо ближе к действительности, чем естествознание, оперирующее упрощающими многообразное бытие понятиями. Истолкование Р. истории как науки направлено против принципа историзма и материалистического понимания истории.

Философия, по Р., представляет собой науку о ценностях, которые образуют «… совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта» («О понятии философии», в журнале «Логос», 1910, книга 1, с. 33). Р. пытается построить систему философии, содержание которой составляют надысторические взаимоотношения ценностей. Рассматривая свою систему как открытую, Р. вычленяет 6 сфер (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующих им типов ценностей (истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость).

В работах последнего периода философская позиция Р. приобретает иррационалистический характер: он полагает, что понятия философии не способны постичь жизнь. Критикуя онтологию Н. Гартмана и М. Хайдеггера, Р. обосновывает возможность построения онтологии как учения о видах мирового целого, проявляет интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.

Соч.: Das Eine, die Einheit und die Eins. BeiTierkungen zur Logik des Zahibegriffs, 2 Aufl., Tьbingen, 1924: System der Philosophic. Bd 1, Tьbingen, 1921. Die Logik des Prдdikates und das Problem der Ontologie, Hdlb., 1930. Grundproblerne der Philosophic, T

ьbingen, 1934. в рус. пер. — Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. 2 изд., К., 1904: Границы естественно-научного образования понятий, СПБ. 1903. Философия истории. СПБ, 1908. Науки о природе и науки о культуре, СПБ, 1911. О системе ценностей,

«Логос», 1914, т. 1, в. 1: Философия жизни, П., 1922.

Лит.: Софронов Ф. Г., Риккерт и его книга «Границы естественно-научного образования понятий», «Вопросы философии и психологии». 1905, книга 78, [в. 6]: Яковенко Б., Учение Риккерта о сущности философии, там же, 1913, книга 119. Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совоеменной буржуазной философии, Тб., 1960, гл. 5. Богомолов А. С., Немецкая буржуазная философия после 1865 года, М., 1969. Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 1. Faust А., Н. Rickert und seine Stellung innerhalb der deutschen Philosophic der Gegenwart, T

ьbingen, 1927. Miller-Rostowska A., Das Individuelle als Gegenstand der Erkenntnis. EineStudie zur Geschichtsmethodologie Н. Rickerts, Winterthur, 1955.

А. П. Огурцов.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.