Вы здесь

Значение слова "Ремке"

Ремке — (Rehmke) Йоханнес (1848-1930) — немецкий философ, представительимманентной философии. утверждал, что познаваемая реальность не существуетнезависимо от сознания, находится в его сфере (т. е. имманентна ему).

Источник: Энциклопедический словарь.

Ремке (Rehmke)

Йоханнес (1.2.1848, Эльмсхорн, — 23.12.1930, Марбург), немецкий философ-идеалист, представитель так называемой имманентной философии. Профессор в Грейфсвальде (1885-1921). Критикуя материализм, наивный реализм и философию И. Канта за допущение

«вещи в себе», Р. считал, что познаваемое, действительность непосредственно даны сознанию, имманентны ему (см. «О достоверности внешнего мира для нас», в сборнике «Новые идеи в философии», в. 6, СПБ, 1913, с. 81). С этой позиции Р. отвергал противопоставление субъекта и объекта, характерное, по его мнению, для всей предшествующей философии. Философия, понимаемая Р. как основная наука, исходит из признания логического примата всеобщего над единичным. В этике Р. нравственность понимается как самоотверженная любовь к другим людям. Философия Р. была подвергнута критике В. И. Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме».

Последователи Р. создали в 1919 общество его имени, издававшее журнал «Grundwissenschaft» (1919-37).

Соч.: Das Bewusstsein, Hdlb., 1910. Lehrbuch der allgemeinen Psychologie, 3 Aufl., Lpz., 1926. Philosophie als Grundwissenschaft, 2 Aufl., Lpz., 1929. Logik der Philosophie als Wissenslehre, 2 Aufl., Lpz., 1923. Grundlegung der Ethik als Wissenschaft, Lpz., 1925. Grundriss der Geschichte der Philosophie, 5 Aufl., Fr./M. — Bonn, 1965. в рус. пер. — Душа человека, СПБ, 1906.

Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960, с. 136-42. Troberg G., Kritik der Grundwissenschaft J. Rehmkes, Mьnch., 1941.

А. П. Огурцов.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.