Вы здесь

Значение слова "Рейнкенс"

Рейнкенс (Иосиф Губерт Reinkens, 1821—1896) — первый старокатолический епископ. Был профессором церковной истории в Бреславле. приобрел большую известность как проповедник. В 1861 г., по случаю юбилея бреславльского университета, Р. составил поздравительный адрес университету (Festschrift), в котором без всяких прикрас изобразил духовное состояние бреславльской епархии. Этот адрес возбудил против него неудовольствие епархиальной власти и подал повод к интригам иезуитской партии. Начались доносы на него в Рим, особенно когда он выступил защитником философских мнений Гунтера, преподавание которых было запрещено папой. Р., сам по некоторым вопросам не разделявший взглядов Гунтера, был глубоко возмущен таким проявлением папского абсолютизма и высказал свои чувства в печати. За два года до ватиканского собора Р. провел некоторое время в Риме. Решения собора не застали его, поэтому, врасплох. Еще до окончания собора, Р. составил "План протеста против соборных определений", в котором, путем сопоставления ватиканского собора с вселенскими соборами первого тысячелетия, доказывал невселенский характер первого. По окончании собора Р., вместе с Дёллингером и Шульте, принимал участие в созыве нюрнбергской конференции, на которой был высказан первый публичный протест против ватиканских определений. За участие в этой конференции Р. лишен был в 1870 г. прав ректорства и учительства в университете, а в начале 1872 г. подвергнут отлучению от церкви. С этого времени Р. посвятил себя исключительно делу реформы католической церкви. Он играл видную роль на мюнхенском (1871) и особенно на кельнском (1872) конгрессах, неустанно путешествовал по Германии и Швейцарии, вооружаясь в своих многочисленных речах против нововведений римской церкви, и немало содействовал успехам старокатоликов. Образовались независимые общины старокатоликов, которые, нуждаясь в вожде, избрали своим епископом Р., получившего посвящение от утрехтского архиепископа Гейкампа и признанного правительствами прусским, баденским и гессенским (в конце 1873 г.). Под его руководством проведено в жизнь церковное устройство, выработанное для старокатолического общества на кельнском и констанцском конгрессах. Большая часть богослужебных книг старокатолических составлена под его непосредственным руководством. Наконец, Р. был весьма деятельным членом международных конгрессов, созывавшихся старокатоликами с целью сближения своего общества с другими вероисповедными обществами и церквами. Литературные труды Р., за исключением относящихся к раннему периоду его профессорства ("Hilarius von Poitiers", 1864. "De Clemente presbytero alexandrino homine, scriptore, philosopho, theologo", 1851), посвящены разработке вопроса о папской непогрешимости. таковы: "Der Universalbischof im Verh &auml.ltniss zur Offenbarung nach Gregor I und Pius IX" (1871), "Traditionsregel der alten Kirche und die moderne p&auml.pstliche U nfehlbarkeit" (1871), "Revolution und Kirche" (1871. 3 изд., 1876). Общий вывод Р. — что папская непогрешимость не имеет для себя никакой основы ни в Св. Писании, ни в св. предании. Так как учение о папской непогрешимости находится в тесной зависимости от учения о единстве церкви, то раскрытию этого учения Р. посвятил два исследования: "Die Lehre des heiligen Сурriаn von der Einheit der Kirche" (1873) и "Ueber die Einheit der katholischen Kirche" (1877). Невселенский характер ватиканского собора выяснен Р. в целом ряде трудов: "Ueber die Unregelm &auml.ssigkeit und Unfreiheit des Vatican. Conzils" (1871), "Die Unterwerfung der deutschen Bisch&ouml.fe zu Fulda" (1871), "Glaube und Unterwerfung" (1871), "Die Infallibilisten und der moderne Staat", (1871), "Die p&auml.pstlic hen Dekrete vom 18 Juli 1870" (1871). Противники старокатолицизма старались выставить его движением чисто политическим, предпринятым по инициативе прусского правительства, в видах борьбы с римской церковью. Разбору подобных взглядов посвящены брошюры Р.: " Ueber den Ursprung der jetzigen kirchlichen Reformbewegung aus dem Gewissen der Katholiken" (1872) и "Ursprung, Wesen und Ziel des Altkatholicismus" (1882). P. был хорошо знаком с историей православной церкви, о которой он напечатал две статьи в старокатолической газете: "Theologisches Lileraturblatt" (1873, №№ 7—8). Он находит не совсем справедливым господствующее на Западе мнение о полной зависимости русской церкви от светской власти и считает ее более склонной к терпимости, чем церковь римско-католическая. В особенности Р. обращает внимание на то, что русская церковь не только дозволяет переводы Св. Писания и богослужебных книг на инородческие языки, но, в прямое отличие от католицизма, вводит эти переводы в употребление при богослужении у обращенных инородцев. Русскую богословскую литературу Р. находит вовсе не такой бедной, какой она представляется на Западе, и отзывается с большой похвалой о "Догматическом Богословии" и "Истории русской церкви" митрополита Макария, о "Руководстве к русской церковной истории" профессора П. В. Знаменского и др. См. "Христианское Чтение" (1873, ч. II, "Внутреннее обозрение", стр. 564 —575). M. К., "К юбилею епископа германской старокатолической церкви Иосифа-Губерта Р." ("Церковный Вестник", 1891, № 11). Schulte, "Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwicklung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung" (Гиссен, 1887). "Церковный Вестник", 1896, № 3 (очерк жизни и деятельности Р.). Вл. Керенский, "Старокатолический епископ Иосиф-Губерт Р." (Казань, 1896).

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.