Ра́га (санскр. राग, rāga IAST букв. «окраска», «краснота», «краска»; в переносном смысле «страсть» и т. п.) в широком смысле — музыкально-эстетическая и этическая концепция, закон построения крупной музыкальной формы в рамках индийской классической музыки. В узком смысле рага — развёрнутая мелодическая композиция как инстанция мелодико-композиционной модели. Рага неразрывно связана с другой категорией — тала (теорией музыкального ритма).
Рага не исчерпывается указанием на используемый ладовый звукоряд — она призвана передать определённое состояние души, эмоцию, аффект (раса). Композиционная техника раги определяется каноническими предписаниями, регламентирующими её звуковысотный состав, иерархию ладовых ступеней, особенности извлечения характерных тонов и орнаментику (гамакам), а также формульные мелодические обороты (пакад) — особенно восходящий (ароха) и нисходящий (авароха); при этом ароха и авароха раги могут иметь различающееся количество ступеней.
В индийской музыке исторически сложились две основные региональные традиции раги (а также кодексы раг): тхаат в Хиндустани (северно-индийская) и мелакарта в Карнатака (южно-индийская). Имея общие сходные черты, северная и южная традиции существенно различаются как по содержанию, так и по форме (например, раги, имеющие одно и то же название в обеих традициях, могут означать эстетически и музыкально различные сущности).
Рага не исчерпывается указанием на используемый ладовый звукоряд — она призвана передать определённое состояние души, эмоцию, аффект (раса). Композиционная техника раги определяется каноническими предписаниями, регламентирующими её звуковысотный состав, иерархию ладовых ступеней, особенности извлечения характерных тонов и орнаментику (гамакам), а также формульные мелодические обороты (пакад) — особенно восходящий (ароха) и нисходящий (авароха); при этом ароха и авароха раги могут иметь различающееся количество ступеней.
В индийской музыке исторически сложились две основные региональные традиции раги (а также кодексы раг): тхаат в Хиндустани (северно-индийская) и мелакарта в Карнатака (южно-индийская). Имея общие сходные черты, северная и южная традиции существенно различаются как по содержанию, так и по форме (например, раги, имеющие одно и то же название в обеих традициях, могут означать эстетически и музыкально различные сущности).
Источник: Wipedia.org
рага
1. муз. ладовый звукоряд, используемый в индийской классической музыке
Источник: Wiktionary.org