Просвещенный Абсолютизм — обозначение политики абсолютизма в рядеевропейских стран во 2-й пол. 18 в., которая выражалась в преобразованиинаиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословныхпривилегий, подчинение церкви государству, реформы — крестьянская,судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представителипросвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии,Екатерина II в России — до нач. 70-х гг. 18 в., и др.), используяпопулярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельностькак «союз философов и государей». Просвещенный абсолютизм был направленглавным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформыспособствовали развитию капиталистического уклада.
Источник: Энциклопедический словарь.
Просвещенный абсолютизм — политика ряда европейских абсолютистских государств (см. Абсолютизм) во 2-й половине 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения. выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве во главе с
«просвещённым монархом», способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 в. широкое распространение среди части просветителей Вольтер и др.). С другой стороны, и сами европейские монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В ряде стран были уничтожены некоторые сословные привилегии и феодальные монополии, проведены крестьянские реформы, реформы церкви (подчинение церкви государству, секуляризация церковных земель, изгнание иезуитов, закрытие монашеских орденов), школьного обучения, суда и судопроизводства, сделаны шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.. иногда в государственной практике отражались идеи физиократов.
Реформы в духе П. а. проводились в Пруссии — в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии — отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании — при Карле III (просветители и государственные деятели — П. Аранда, П. Кампоманес, Х. Флоридабланка), в Португалии — при министре С. Помбале, в Дании — при министрах Ю. Х. Э. Бернсторфе, И. Ф. Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции — при короле Густаве III, в России — при Екатерине II (в 60-е гг. 18 в.). Хотя объективно некоторые реформы П. а. способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности
«просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты. Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А. Р. Ж. Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь. Вообще политика П. а. имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период П. а. оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с
«либеральными» начинаниями в духе П. а., сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции [в России такой поворот был связан с подавлением Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (1773-1775)].
Лит.: Mittenzwei J., Ьber das Problem des aufgeklдrten Absolutismus, «Zeitschrift fьr Geschichtswissenschaft», 1970, H. 9. Дружинин Н. М., Просвещенный абсолютизм в России, в сборнике: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), М., 1964.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.