ПЕ́НИЕ, -я, ср.
1. Действие по глаг. петь (в 1, 2, 3 и 5 знач.), а также звуки, сопровождающие это действие. Пение песен. Пение соловья. □ Молчи. Мне пенье надоело, Я диких песен не люблю. Пушкин, Цыганы. Чуть слышно, точно комариный звон, доносилось сюда пение пилы. Горбатов, Непокоренные.
2. Исполнение песен, арий и т. п. как искусство, занятие. Хоровое пение. Преподавать пение.
3. перен. Трад.-поэт. Поэзия, творчество поэта. Чей взор, волнуя вдохновенье, Умильной лаской наградил Твое задумчивое пенье? Кого твой стих боготворил? Пушкин, Евгений Онегин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
С точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств, и лишь в «пред-осевое время» в процесс пения устойчиво внедрились:
инструментальные средства (арфа, флейта, барабан)
семантико-речевой контекст,
таинство трансцендентной интенциональности певца, сублимирующие энергию и культивацию вокала на новый уровень.
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.
Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет). Также различается пение хоровое, и ансамблевое, а также пение солистов с хором.
Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Эстрадная вокальная школа возникла в США, но там она более известна как поп-вокал. И уже в постсоветском пространстве появилось понятие «эстрады» и, соответственно, «эстрадного» вокала. Можно смело сказать о том, что эстрадное пение — наиболее приближённый к разговорной речи и естественному звукоизвлечению вид вокала. В эстрадном вокале используются следующие приёмы:
Расщепление (хрип, рок-вокал)
Драйв
Субтон
Обертоновое пение (горловое)
Вибрато
Глиссандо
Фальцет
Микст
Йодль
Штробас
и другие расширенные "техники".
Жанры пения:
Классическое (академическое):
оперное (от ит. «opera» — досл.: работа)
камерное (от ит. «camera» — комната) исполнение арий, романсов.
Академическое пение является одной из номинаций Дельфийских Игр.
эстрадное — поп-музыка
народное — фолк, фолк-рок
джазовое — джаз, поп-джаз
Стили пения:
певучее — кантилена
декламационное — речитатив
экстремальное (рок-вокал)
Пение без слов (напр., на один звук «а», «о» и т. д.) — вокализ. Пение вокализов применяется при обучении пению. Однако, существуют и вокализы концертные (С. Рахманинова, М. Жербина, концерт Р. Глиера для голоса с оркестром, Вокализ Лизы Бричкиной (из оп. «А зори здесь тихие» К. Молчанова), А. Островского (популярен в исп. Э. Хиля и М. Магомаева) и т. п.).
Источник: Wipedia.org
ПЕ'НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. петь (в 1, 3 и 4 знач.). Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы. А. К. Толстой. Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели и пеньем были заняты. Пушкин. Послышалось п. 2. Искусство петь, вокальная музыка. Учитель пения. Учиться пению. Преподавать п. 3. перен. Поэзия, творчество поэта, символизируемого в образе певца (поэт. устар.). Я Пушкина младенцем полюбил... и первый я его услышал пенье. Дельвиг.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);