Вы здесь

Значение слова "Пазолини"

Пазолини — (Pasolini) Пьер Паоло (1922-1975) — итальянский писатель,сценарист, кинорежиссер. Фильмы: «Нищий» (1961), «Мама Рома» (1962),»Евангелие от Матфея» (1964), «Птицы большие и малые» (1966), «Декамерон»(1970), «Кентерберийские рассказы» (1971), «Цветок тысячи и одной ночи»(1973), «Сало, или 120 дней Содома» (1975) и др. Стихи. романы («Лихиепарни», 1955. «Жестокая жизнь», 1959. «Теорема», 1968). Труды политературоведению, языкознанию, теории кино. Убит при невыясненныхобстоятельствах.

Источник: Энциклопедический словарь.

Пазолини (Pasolini)

Пьер Паоло (родился 5.3.1922, Болонья), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Родился в семье военного. Окончил литературный факультет Болонского университета. Выступил в литературе сначала как поэт. Цикл стихов «Прах Грамши»

(1957) отразил гражданственный дух П., усмотревшего в жизни рабочих римских окраин надежду на лучшее будущее. В сборнике «Поэзия в форме розы» (1964) проявилось чувство моральной ответственности поэта за судьбы человека. Поэзия П. открыто публицистична. Ранняя проза П.- романы из жизни римского люмпен-пролетариата, деклассированных элементов буржуазного общества

(«Лихие парни», 1955, «Жестокая жизнь», 1959) — проникнута бурным социальным протестом, но натуралистична, перегружена жаргонными словами. В конце 60-х гг. в творчестве П., активно участвующего в деятельности прогрессивного лагеря итальянской культуры, нарастают противоречия: ненависть к буржуазному

«обществу потребления», к приспособленческой идеологии сочетается с мотивами разочарования, бесперспективности (роман «Теорема», 1968). П. автор работ в области языка, стилистики, литературоведения. В сборнике публицистических статей

«Еретический эмпиризм» (1972) наряду с марксистскими положениями присутствуют и левацкие, экстремистские тенденции.

В середине 50-х гг. П. выступает как сценарист, в 60-е гг. как режиссёр. Поставил фильмы «Нищий» («Аккаттоне», 1961), «Мама Рома» (1962), создал киноновеллу «Овечий сыр» (в фильме «Рогопаг», 1963).

Персонажи фильмов П. сродни героям его романов. Фильм «Евангелие от Матфея» (1964) — попытка осовременить Евангелие. Христос представлен в картине как бунтарь, обличитель угнетателей. Фильм-притча «Птицы большие и малые»

(1966) наиболее ясно отразил глубокие противоречия творчества П., его стремление к отказу от всякой идеологии. Последующие картины: «Царь Эдип» (1967), «Теорема» (1968), «Медея» (1969), «Свинарник» (1969),

«Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972). П. по-своему яростно осуждает жестокость и бездуховность буржуазного общества, однако на первый план в его фильмах отчётливо выдвигаются грубый натурализм и эротика.

Соч. в рус. пер.: Нищий (Аккаттоне), в сборнике: Сценарии итальянского кино, М., 1967. в сборнике: Итальянская лирика. XX век, М., 1968: в сборнике: Итальянская новелла XX века, М., 1969.

Лит.: Юткевич С., Париж — Канн, 66, «Искусство кино», 1966, № 9. Ferretti G. C., Letteratura e ideologia. Roma, 1964. Asor Rosa A., Scrittori e popolo, Roma, 1965. «Cinema», 1971, № 65 (номер посвящен Пазолини).

Г. Д. Богемский, 3. М. Потапова.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.