Ноо — (но — ногаку), один из жанров традиционного театра Японии. Вначале былнародным, к 14-15 вв. стал театром феодальной знати. Включает музыку,танец, драму. Декорации условны, грим отсутствует, главные персонажи носятмаски, костюм лишен бытовой конкретности. Основоположниками театра былиКанъами (1334-85) и его сын Дзэами (1363-1443). В основе представления -сюжеты классической японской литературы. В 20 в. сохраняет средневековыетрадиции.
Источник: Энциклопедический словарь.
Ноо — но, ногаку, один из жанров японского традиционного театра. Первоначально вид народного японского театра. Затем профессионализировался. В 14-15 вв. сложился как театр для феодальной знати и военной аристократии. Представление Н. включает музыку, танец и драму. Действие сопровождается оркестром, состоящим из флейт, барабанов разных размеров, и мужским хором, который активно вмешивается в действие. Спектакли Н. происходят на открытой с трёх сторон квадратной площадке с крышей, опирающейся на четыре столба. С левой стороны сцены отходит помост (хасигакари), ведущий за кулисы. Он служит для выхода и ухода актёров, а также дополнительной сценической площадкой.
Спектакли идут без занавеса и декораций, на фоне постоянного задника с изображением зелёной раскидистой сосны на золотом поле. Оркестр и хор располагаются на сцене: оркестр вдоль задника, хор вдоль правой стороны площадки. В основе содержания пьес Н. — сюжеты японской классической литературы, исторических хроник и буддистских легенд. в них много монологов, воспоминаний, действие очень растянуто, драматическое развитие и конфликт почти отсутствуют. всегда два действующих лица — ситэ (действователь) и ваки (партнёр), иногда их сопровождают спутники — цурэ, не имеющие самостоятельных функций. Ситэ и его сопровождающие выступают в масках, ваки — без масок. Все роли исполняются мужчинами. Драматургия Н. основывается на двух эстетических концепциях — мономанэ (подражание действительности) и югэн (внутренний смысл), которые находят выражение в тексте, танце, музыке и сценическом движении.
Обычно представление состоит из пяти пьес разного характера, между пьесами в качестве интермедий включаются короткие грубоватые народные комедии — кёгэны, чтобы оттенить элегантность и изысканность основного действия. Грим в театре Н. не применяется, мимика отсутствует, лица исполнителей и хористов неподвижны, костюм лишён бытовой конкретности и служит для создания цветовой партитуры спектакля.
Основоположниками театра Н. были Канъами — Кандзэ Киёцугу (середина 14 в.) и его сын Дзэами Кандзэ Мотокиё (14-15 вв.). Оба они были не только актёрами, авторами пьес, музыки и танцев, но и теоретиками искусства театра Н., сформулировавшими его основные принципы. Исторически сложилось пять школ театра Н.: Кандзэ, Компару, Хосё, Конго и Кита. В 60-е — начале 70-х гг. 20 в. труппы продолжают сохранять средне-вековую структуру. Представления устраиваются регулярно, они рассчитаны на узкий круг зрителей, и поэтому театр существует лишь благодаря постоянной финансовой помощи объединения любителей этого жанра.
Лит.: Конрад Н. И., Театр Но, в сборнике: О театре, Л., 1926. Танака Макото, Ногаку-но кансё (Лучшие произведения жанра «Но»), Токио, 1949. Театр и драматургия Японии, М., 1965. Каватакэ Сигэтоси, Нихон энгэки дзэнси (История японского театра), Токио, 1966.
Л. Д. Гришелёва.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.