Новациане — раскольники, получившие свое имя от Новациана (см.). Новациан восстал против благосклонного принятия в церковь от нее отпадших, допускавшегося римским епископом Корнилием. К нему присоединились приверженцы монтанистических взглядов, а затем и Новат (см.), прибывший из Карфагена. Хотя в расколе Новациана проводились, мнения противоположные тем, за которые в Карфагене ратовал Новат, но он видел и в римском расколе такое же, как в Карфагене, стремление пресвитеров выйти из-под власти епископской, вследствие чего и соединился с Новацианом. При деятельном участии Новата скоро произошло формальное отделение раскольников от церкви римской. они поставили себе еписк. Новациана. По мнению Н., церковь есть общество святых. поэтому все падшие и соделавшие смертные грехи после крещения должны быть извергаемы из нее и ни в каком случае не могут быть принимаемы обратно. Церковь не имеет права прощать тяжких грешников. если же она их прощает и принимает обратно, то сама делается нечистой, перестает быть святой. Свое общество, в которое не принимались тяжкие грешники, а отщепенцы от православной церкви принимались не иначе как через перекрещивание, Н. называли, поэтому, обществом чистых (καθαοί.). Спорящие партии обратились за посредничеством к церквам карфагенской, александрийской и антиохийской. Киприан карфагенский и св. Дионисий александрийский решительно высказались против Новациана, но Фабий антиохийский склонялся на его сторону, увлекаясь строгостью его жизни и его строгими требованиями. Новацианские общества распространились в Карфагене, Александрии, Сирии, Малой Азии, Галлии, Испании и существовали до VII ст. Причина такого усиленного распространения новацианского раскола кроется, с одной стороны, в строгости его правил, с другой — в монтанистической привязанности некоторых членов церкви, особенно на Западе, к внешним подвигам благочестия.
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.