Вы здесь

Значение слова "Новалис"

Новалис — (Novalis) (наст. имя и фам. Фридрих фон Харденберг — Hardenberg)(1772-1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружкаромантиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизмаприроды, полярности и взаимоперехода всех вещей («магический идеализм»).Философские фрагменты, лирический цикл «Гимны к ночи» (1800), «Духовныепесни», незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген» (опубликован 1802).

Источник: Энциклопедический словарь.

Новалис — см. Гарденберг.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Новалис (Novalis)

[псевдоним. настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, — 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего Романтизма в Германии (круг т. н. иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф. В. Шеллинг, первоначально испытал влияние

«наукоучения» И. Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Её основной тезис — утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имён (ввиду этого Н. называл свою философию «магическим идеализмом»).

Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству. ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики, особенно Я. Бёме).

«Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии. к этому Н. стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле

«Гимны к ночи» (журнал «Атенеум», 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В «Духовных песнях» Н. трактовал тексты Священного писания в духе Пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н.

«Генрих фон Офтердинген» (1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиционный «роман воспитания», перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов.

В поисках общественного идеала Н. обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде. в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом

(«Христианство и Европа», 1799, опубликовано в 1826).

Соч.: Schriften, Bd 1-4, 2 Aufl., Stuttg., М., 1960-65. в рус. пер. — Фрагменты, М., 1914. Стихотворения, «Аполлон», 1910, № 7. Ученики в Саисе, в сборнике: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М. — Л., 1935.

Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 139-48: Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973. Haering Th., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954. Beheim-Schwarzbach M., Novalis, 2 Aufl., Hamb. 1948. Ritter H., Der unbekannte Novalis, G

цtt., 1967. Malsch W., Europa. Poetische Rede des Novalis, Stuttg., 1965.

Ал. В. Михайлов.

Новалис.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.