Мункачи — Михай (1844-1900) — венгерский живописец. Картины на темы народнойжизни и национально-освободительной борьбы («Камера смертника», 1870.»Ночные бродяги», 1873). портреты, пейзажи, религиозные композиции. РаботыМункачи отмечены жизненной убедительностью и драматизмом, напряженнымколоритом.
Источник: Энциклопедический словарь.
Мункачи — Мункачи (Munkбcsi)
Бернат (12. 3. 1860, Надьварад, ныне Орадя, Румыния, — 21.9.1937, Будапешт), венгерский языковед и этнограф, академик Венгерской АН (1910). Окончил Будапештский университет (1882). Основные труды в области сравнительно-исторического языкознания, тюркологии, иранистики и этнографии. Изучал финно-угорские народы Поволжья и Западной Сибири. Редактировал журнал «Ethnographia».
Основатель журнала «Келети семле» («Keleti SzemIe»), организатор Венгерского комитета Международного общества Средней и Восточной Азии (1904).
Соч.: A vogul nyelvjбrбsok szуragozбsukban ismertetve, Bdpst, 1894. Vogul nйpkцltйsi gyű.jtemйny, kцt 1-4, Bdpst, 1892-1952. Бrja йs kaukбzusi elemek a finn-magyar nyelvekben, Bdpst, 1901.
Лит.: Munkбcsi N., Egy nagy magyar nyelvйsz, Bdpst, 1943. Kбlmбn B., Munkбcsi Bernбt emlйkezete, «Magyar Tud. Akad., Nyelves Irodalomtudomбnyi Osztбlyбnak K
цzlemйnyei», 1960, 16 kцt., №1-4.
Мункачи — Мункачи (Munkбcsy)
собственно — Либ (Lieb) Михай (20.2.1844, Мункач, ныне Мукачево, УССР, — 1.5.1900, Эндених, близ Бонна, Германия), венгерский живописец. Учился у Э. Самоши (1862-1863), в венской и мюнхенской АХ (1865-1868), а также в Дюссельдорфе (1868-1869) у Л. Кнауса. Испытал влияние мастеров дюссельдорфской школы, барбизонской школы и Г. Курбе. Ранние произведения М. проникнуты романтическими веяниями
(«Гроза в степи», 1867, Венгерская национальная галерея, Будапешт). В 1870-е гг. под воздействием революционно-демократических идей создает произведения, насыщенные активным социально-критическим пафосом, отличающиеся острой психологической убедительностью ситуаций и яркостью народных типов (принёсшая М. мировую известность «Камера смертника», 1870. «Щипательницы корпии», 1871. «Ночные бродяги», 1873. все — там же).
Работая над многофигурными сценами из народной жизни, М. добивается драматической насыщенности и цельности композиции с помощью пастозного, объёмно лепящего форму мазка и эмоционально насыщенного колорита, построенного обычно на напряжённых контрастах белого и коричневатых или чёрных тонов. С конца 1870-х гг., помимо островыразительных пейзажей и портретов
(«Ласло Паал», около 1876-77, там же), М. всё чаще пишет религиозные, исторические и жанровые полотна, отмеченные чертами салонности и академизма («Се человек», 1896, Музей им. Ф. Дери, Дебрецен), но обращается и к революционной тематике
(«Забастовка», 1895, Венгерская национальная галерея, Будапешт). Лучшие произведения М. легли в основу реалистического направления в венгерской живописи 19 в.
Лит.: Алёшина Л. С., Михай Мункачи, М., 1960. Vйgvбri L., Munkбcsy Mihбly йlete йs mьvei, Bdpst, 1958.
М. Мункачи. «Камера смертника». 1870. Венгерская национальная галерея. Будапешт.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.